Надежкина Наталья Евгеньевна
Конспект занятия по экологии «Путешествие в май» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в май»
Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о характерных особенностях вре-мени года – весна
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать бережное и позитивное отношение к окружающему миру.
Воспитывать аккуратность при работе с условными заместителям.
Воспитывать доброжелательность друг другу.
Воспитывать уважение к труду людей.
Развивающие:
Развивать внимание, фантазию, познавательный интерес.
Создать условия, вызывающие яркое эмоциональное состояние (радость).
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по экологии „Путешествие в май“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Познакомить детей с весенними явлениями природы: зацветание деревьев, пер-вые грозы.
Закрепить знания о весне с помощью условных обозначений.
Активизировать словарный запас и расширять (цветение, первоцветы, гроза, че-рёмуха, сирень, вишня).
Познакомить с трудом людей весной (в саду, на огороде, в поле)
Приемы руководства деятельностью детей на занятии:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: письмо-конверт от Весны
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, со-здание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
3. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, подвижный танце-вальный этюд, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельно-сти, мотивация на дальнейшую игровую деятельность.
4. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения занятия: волшебный круг, разделенный по временам года
Виды детской деятельности на занятии:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Музыкально-художественная.
Предварительная работа:
Чтение стихов, рассказов о весне, заучивание стихотворений о весне
Рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»
Загадывание загадок о весне.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке.
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к природе, происходящим в ней явлениям.
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрос-лыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1. Ребенок задает вопрос.
2. Активно участвует в игровой деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
5. Сопереживает.
6. Эмоционально реагирует.
7. Соподчиняет мотивы.
8. Проявляет волевое усилие.
9. Аргументирует самооценку.
План занятия
1. Вводная часть:
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Вводная беседа
2. Основная часть:
Беседа о зацветающих деревьях; Беседа о первых майский грозах
Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая»
Знакомство с трудом людей весной
Знакомство со знаками-заместителями
Подвижный танец с лентами
3. Заключительная часть:
Игра «Знаки весны»
Мотивация на последующую творческо-продуктивную деятельность
Длительность занятия – 20 минут
Ход занятия:
Части занятия
1. Водная часть.
Дети заняты в свободной игровой деятельности. Раздается мело-дия, напоминающая звуки природы весной – журчание ручья, пение птиц. Звук раздается со стороны ноутбука.
Дети: заиграла какая-то музыка, откуда играет музыка?
Воспитатель: это же ноутбук!
Дети: неужели Весна снова прислала нам письмо?
Воспитатель: посмотри, что внутри?
Возле ноутбука лежит большой зелёный конверт с наклеенной картинкой «девушка-весна». Ранее дети уже получали аналогич-ное письмо с предыдущими знаками весны.
Дети: да! Давайте скорее посмотрим!
Воспитатель: присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. Сейчас мы посмотрим, что внутри конверта. Какие новые явления реши-ла подарить нам весна? Весна предлагает нам отправиться в пу-тешествие в май! Ведь он еще не наступил, какой сейчас месяц?
Дети: апрель!
Воспитатель: отправимся в путешествие в май?
Дети: да!
2. Основная часть. Воспитатель: Мы получили от Весны новые подарки: зацветание деревьев.
Демонстрируется картинка цветущей яблони.
Воспитатель: посмотрите, всё дерево, каждая веточка усыпана цветами. Они невероятно красивые, а еще цветущие деревья очень вкусно пахнут. Однако цветы нужны яблоне не только для красоты. После того как отцветут красивые цветы на месте каж-дого цветочка вырастут плоды. Какие плоды появляются на яб-лоне?
Дети: яблоки!
Воспитатель: верно! Молодцы!
Весна дарит нам еще одно прекрасное дерево с цветами – вишню. Как называются ягоды, которые созревают после отцветания вишни?
Дети: Вишенки!
Воспитатель: снова верно! Однако не все деревья цветут ради со-зревания плодов. Бывают такие деревья, на которых не выраста-ют плоды, но они очень красиво цветут весной.
Демонстрируется фотография цветущей сирени.
Сирень — это цветущий кустарник. У сирени бывают фиолето-вые, розовые и белые цветы. Сирень очень вкусно пахнет.
Но это еще не все подарки Весны. Также весна дарит нам первые весенние грозы.
Демонстрируется фотография грозы в поле.
Что такое гроза?
Дети: Молния! Гром! Дождь! Тучи!
Воспитатель: точно! Правильно ответили. Молнии и гром быва-ют только в тёплое время года. А весна подарила нам тепло. Я очень люблю грозы! В это время природа очищается от пыли, грязи, будто бы умывается. Многие люди любят это явление. Послушайте, как описывает грозу великий русский поэт
Ф. И. Тютчев
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Воспитатель: понравилось ли вам стихотворение?
Дети: да!
Воспитатель: пришла пора повесить новые знаки весны на наш волшебный круг. Ксюша, Маша, прикрепите знак «гроза» и «цве-тущие деревья» .
Так много подарков нам дарит весна! Цветы, грозы! Как будто праздник! А в праздник люди любят танцевать и петь! Давайте станцуем?
Дети: да!
Воспитатель раздаёт разноцветные ленты. Объясняет правила безопасности в танце с лентами.
Включается музыка А. Жилина – «Вальс».
Но не только Весна дарит нам подарки, но и люди заботятся о природе весной! Много у людей забот и хлопот – демонстрация сюжетных картинок.
Демонстрируется фотография людей, собирающий мусор, выса-живающих деревья, посадка растений в подготовленные грядки.
Воспитатель задаёт вопросы: Кто изображён? Что делают? За-чем?
3. Заключительная часть.
Воспитатель: ребята, обратите внимание, что места на волшеб-ном круге в секторе «весна» не осталось. Мы изучили все знаки весны. Давайте поиграем в игру, которую подготовила для нас Весна?
Дети: давайте!
Воспитатель предлагает детям пересесть за столы. На столах на фланелеграфах разложены карточки с нарисованными знаками весны. Воспитатель включает на ноутбуке игру-презентацию «Знаки весны».
Воспитатель задаёт вопросы: название знака весны, дети подни-мают карточку, на которой изображен соответствующий знак.
После верного ответа в презентации демонстрируются фотогра-фии, демонстрирующие события и явления, которые символично изображают те или иные явления.
После успешного окончания игры, воспитатель обращает внима-ние детей на то, что в конверте что-то осталось. В конверте ле-жат тематические раскраски. Воспитатель предлагает желающим разукрасить раскраски.
Длительность: 20 минут.
Примечание : занятие проводилось в соответствии с сеткой занятий по программе «Развитие» Л. А. Венгера для старшей группы детского сада