Надежда Дивеева
Конспект занятия по экологии «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии на тему :
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Программное содержание : дать детям представления о том, какое большое
значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. Учить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека,что чистая вода (родники) –это бесценный дар природы. Подвести детей к выводу о
Темочки:
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Солнце, воздух и вода - наши верные друзья
- Темочки
необходимости света для растений. Воспитывать бережное отношение к
природе.
Оборудование : стеклянный кувшин с водой, воздушные шарики по количеству детей (по 2 шарика), зеркальце, краски, силуэт человека с изображением органов дыхания, весы.
Ход занятия
Вводная беседа
-Ребята, чем мы дышим (воздухом). Давайте вдохнём воздух, куда попал?
(в нос). Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку в лёгкие.
Воспитатель показывает силуэт человека, его органы дыхания. Дети дышат
Носом – вдох, выдох.
-Ребята, давайте проведём опыт. (раздаёт по 2 шарика каждому ребёнку)
-Вот так работают лёгкие. Наши лёгкие трудятся постоянно, и мы должны
Заботится о них, стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.
Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? (наши лёгкие висели бы, как
сдутые воздушные шарики. Мы не смогли бы жить).
Давайте проведём эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой рот одновременно (нам нечем дышать).
-Без воздуха нет жизни. Ребята, а как вы думаете, откуда берётся чистый
воздух? (чистый воздух нам дают растения, листочки).
Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают
листочки деревьев и растения.
А чтобы жили растения, что им для этого нужно? (растениям необходима вода)
-А знаете ли вы откуда берётся вода? У И. А. Бианки есть стихотворение
«Родник»
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой,
Бьёт из камней из камней родник студё ный: кипит, играет, и спешит
крутясь хрустальными клубами
И под ветвистыми дубами
Стеклом расправленным бежит.
-Вот откуда берётся чистая вода. Родник образует ручеёк, потом
ручейки стекаются в озёра и реки. Звери и птицы пьют воду из озёр и рек.
Необходимо беречь родники. А растения пьют воду из- под земли. Дождь
поливает деревья, кустарники, всю растительность.
Игра ручеёк
Дети становятся парами.
Ведущий берёт из пары одного ребёнка и проходит с ним вперёд, остановившейся ребенок повторяет всё сначала.
Игры с водой
После игры воспитатель предлагает детям игры с водой: «очистим воду
(фильтры), «игра цвета» (цветная вода)
Обсуждение свойств воды и воздуха.
Ребята, обратите внимание, что сначала вода имела прозрачный цвет, затем
стала разного цвета. А что ещё можно сказать о воде? (не имеет формы
она принимает форму того сосуда, в котором она находиться).Вода не имеет
вкуса. Вода не имеет запаха. Вода не имеет цвета.
- А воздух, какие имеет свойства? (воздух невидим, не имеет формы, не имеет запаха, воздух имеет вес). Дети кладут на весы надутые шарики и
ненадутые.
Ребята, а в каком состоянии бывает вода? (в жидком и ледяном)
Правильно, а точнее, не в ледяном, а в твёрдом состоянии. И ещё вода
бывает в газообразном состоянии (пар).
Летом вода жидкая, зимой она замерзает, а весной тает.
Роль света в жизни человека и растений.
- Ребята, а что ещё необходимо для жизни и роста человека и растений (солнце).
-Правильно, свет необходим человеку и растениям. Если человека поместить
на долгое время в тёмную комнату, у него испортится зрение. А растения
без света будут чахнуть, плохо расти и в конце концов погибнет.
Игра «Солнечные зайчики»
(дети догоняют друг друга)
Итог занятия.
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
(сравнительный рассказ о бальзамине и алоэ)
З а д а ч и: создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок, о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
В гости приходит Незнайка и приносит растение.
Незнайка. Не знаю, как оно называется. Кто мне подскажет? (Бальзамин.)
– Как вы узнали? Чем он отличается вот от этого? (Показывает алоэ.)
Дети называют алоэ и объясняют, чем он отличается от бальзамина.
2. О б с л е д о в а н и е ц в е т о в.
Дети ведут обследовательские действия: гладят, сравнивают по величине, по толщине, на ощупь. Воспитатель объясняет, почему у алоэ листья толстые, а у бальзамина – тонкие.
Незнайка. Я хочу, чтобы у меня было красиво, как у вас. Как только приду домой, поставлю бальзамин на шкаф, чтоб никто не столкнул.
Воспитатель. А ты умеешь ухаживать за растениями?
Незнайка. А что за ними ухаживать, пусть себе стоит.
3. П р а к т и ч е с к о е у п р а ж н е н и е по уходу за цветами.
Воспитатель. Что будет с растением, если не ухаживать? Давайте научим Незнайку.
Дети приносят необходимый материал: воду, лейки. Рассказывают, как нужно поливать и сколько воды нужно бальзамину (выставляют модель, алоэ, как можно вытирать пыль с листьев, еще раз обследуют (алоэ вытирают влажной салфеткой, а бальзамин опрыскивают). По модели дети напоминают Незнайке, что нужно делать с растением: поливать, мыть, опрыскивать.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате.
– Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями.
– Рассматривание модели «Растение».