Серина Хасанова
Конспект занятия по экологии «Цепи питания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Дать детям понятие, что в природе ничего нет лишнего, что все взаимосвязано. Воспитывать бережливое отношение ко всему живому и любовь к природе. Развивать у детей внимание, логическое мышление. Пополнять у детей пассивный и активный словарь, развивать грамматический строй речи.
Предварительная работа.
Прогулки, экскурсии - наблюдения. Чтение художественных произведений о природе (В. Бианки, Г. Скребицкого, JI.Толстого). Чтение научно-познавательной литературы. Уход за растениями, животными.
Наглядный материал.
Атрибуты, костюмы для сценки.
Запрещающие знаки.
Картинки с изображением растений, животных, птиц, насекомых. Маски.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Цепи питания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Продукты питания
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование.
Магнитофон, кассета с записью пения птиц. «Деревья» рябины, березы.
Воспитатель.
Дорогие дети!
Вам хочется в страну чудес?
Там есть волшебный, добрый лес.
И звери в том лесу живут,
И птицы весело поют.
В страну не ходят поезда,
Но детям' путь открыт всегда.
Попробуй, чуть глаза закрой –
Мы там окажемся с тобой.
Сценка в лесу.
(по мотивам стих. В. Кожевникова)
Воспитатель.
Вон у елки под пеньком
Дом построен новый
Укрывают этот дом
Листики кленовые.
Стол из круглого сучка
Прочный пол – сосновый.
Это дом Урман-бабая-
Старичка лесного.
Рано утром он встает
Руки умывает,
Крепкий чай с душицей пьет
Посошок с собой берет.
В лес по солнышку идет.
Захворала на бугре белая береза
Старичок зовет скорей
Дятла - длинноноса.
(летит дятел)
Дятел.
Я - доктор знаменитый
Все тайны мне открыты.
Тук-тук, тук-тук!
Я лесу лучший друг.
(останавливается около рябины)
Вот это дерево - рябина,.
Вы больны у вас ангина,
Потому и хмурый вид.
Вот вам сладкая микстура,
Чтоб прошла температура,
Пропишу сейчас таблетки;
Урман-бабай.
Доктор - дятел, постучи
Да березку полечи.
Я бинты достану –
Забинтую рану.
Воспитатель.
Так в заботах и в труде
От зари до ночи.
По хозяйству целый день
Урман - бабай хлопочет.
А неподалеку от этого леса находится аул, и жили там девочка Амина и мальчик Ай-дар. Очень любили они ходить в лес. Вот как-то пришли они в лес, увидели гриб - мухомор, сбили ногой, да еще затоптали. Амина то и дело бегала и собирала красивые цветы, а Айдар, заметив паутину, брезгливо оборвал её. Вдруг он услышал испуганный крик Амины и стремглав побежал к ней. Амина стояла, как вкопанная и не могла даже произнести слова, лишь показывая рукой на то, что её так испугало. Айдар взял палку, подбежал и увидел змею. Он только хотел её ударить, присмотрелся повнимательнее, заметил, что это всего на всего безобидный уж. Пока он раздумывал бить или не бить ужа, он уполз в густые заросли шиповника.
Амина больше нехотела уже гулять по лесу и они побрели в сторону аула. Пока вы-ходили из леса цветы уже успели завянуть и Амина Безжалостно их выкинула.
Воспитатель.
Дети, вот я вам рассказала о прогулке в лес Амины и Айдара. Я хотела бы узнать ваше мнение об этой прогулке. Если бы вы оказались на их месте, как бы вы поступили?
(ответы детей)
Воспитатель.
Случай с грибом - мухомором, вы считаете правильно они поступили, ведь гриб же действительно ядовитый?
(Если ответы неверные, дать пояснение, с показом запрещающих знаков)
Грибы, даже ядовитые, являются важной частью леса. Для животных грибы служат пищей и лекарством (например, для лосей). Грибы являются санитарами леса, помогая в разложении растительных остатков, грибы украшают лес, а мухомор очень красив.
Воспитатель.
Дети, Айдар порвал паутину, ну и что? Эти пауки такие неприятные! Вы все согласны с таким мнением?
(ответы детей).
Пауки - полноправная часть природы, как и другие животные. Сети пауков - это на-стоящее искусство плетения, да и сами пауки, если присмотреться тоже красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих вред человеку.
(разобрать ситуацию со сбором цветов)
Воспитатель.
Не убивайте змей, даже ядовитых. Все они нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство.
Физ. минутка.
(предложить детям выбрать на себя роль животного, насекомого, птицы и пока-зать в движении под запись пения птиц)
Воспитатель.
Таким образом, сделаем вывод:вприроде все нужно, всевзаимосвязано, поэтому надо хорошо знать природу, ее законы и ненарушать их. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я коротко перескажу сказку В. В. Бианки «Сова».
Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимание – не будешь и не надо. Пере-стала сова ловить мышей и они осмелели, стали гнезда шмелей-разорять. Но и тут старик ни-чего не понял. Улетели шмели и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у ста-рика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел старик к сове просить у нее прощения.
Воспитатель.
Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко - накрепко связано между собой. Казалось бы какое имеет отношение совы к молоку? А вот оказывается имеет - через мышей, через шмелей, через клевер - к корове и к молоку.
(Выставляет воспитатель картинки животных, птиц, насекомых,растений)
Воспитатель.
Дети, выложите по порядку цепь питания — кто кого, что ест.
1. (Трава - кузнечик - тушканчик - змея, стервятник - шакал)
2. (Береза - жук - мышь - коршун, белка - соболь - рысь)
Воспитатель.
Если из этой цепи убрать одно звено, что произойдет?
Ответы детей
Ребенок читает стихотворение Б. Заходера «Про все на свете».
Все-все, все на свете, на свете нужны:
И кошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых.
И даже без хищников: злых и свирепых
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки,
Все-все, все на свете нужны!
И это все люди запомнить должны!
Анализ.
Воспитатель.
Что интересного, нового узнали на занятии? Что поняли из всего сказанного? О чем еще вы хотели бы узнать?
Ответы детей
Будьте дети добры,
Будьте ласковы, умны!
Все здоровы, веселы
И, конечно, счастливы!