Екатерина Елсукова
Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Здоровое питание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить со строением и функцией пищеварительной системы человека.
2. Закреплять знания детей о правильном питании;
3. Формировать культурно-гигиенические навыки.
4. Воспитывать привычки здорового образа жизни.
Предварительная работа:
1. Провести беседу с детьми о режиме питания;
2. Экскурсия с детьми на кухню детского сада;
Темочки:
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Правильное питание. Конспекты занятий
- Продукты питания
- Старшая группа
- Темочки
3. Познакомить детей с основными группами полезных продуктов, которые необходимо употреблять в пищу.
Оборудование:
1. Опорные схемы: «Гигиена ротовой полости», «Гигиена питания»,
2. Медицинский халат,
3. Таблица: «Строение пищеварительной системы»,
Методические приё мы:
1. Беседа воспитателя с детьми;
2. Рассматривание иллюстраций;
3. Работа с таблицей «Строение пищеварительной системы»;
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа по опорной схеме «Гигиена питания»;
6. Игра «Витаминные перчатки»
7. Подведение итога.
Ход занятия.
Воспитатель :
Сегодня мы поговорим с вами о гигиене питания. Но сначала ответьте мне на такой вопрос: для чего мы питаемся?
Дети:
Человек питается для того, чтобы жить. Пища – не только источник энергии, необходимый для деятельности человека, но и материал, для его роста и развития.
Воспитатель :
Все вещества, необходимые для выполнения физической и умственной работы, поддержания температуры тела, а также для роста и восстановления разрушающихся тканей – мы принимаем в виде пищи и жидкости.
Большинство пищевых продуктов не может использоваться без предварительной обработки. Такая обработка носит название «пищеварение».
Осуществляется оно в специальных органах, которые образуют пищеварительную систему. Про некоторых из них мы уже говорили. Это – язык, зубы, слюнные железы.
Они находятся в ротовой полости. Там пища смачивается слюной, измельчается. Что же с ней происходит дальше?
(Работа с таблицей «Строение пищеварительной системы»).
Пережёванная и увлажнённая пища проглатывается. Из пищевода она попадает прямо в желудок. В желудке происходит пищеварение. Пища пропитывается желудочным соком, но объём желудочного сока, находящегося в желудке перед едой, не велик. Особенно активно желудочный сок вырабатывается во время еды. Лишь через 20 минут становится столько, сколько необходимо для того, чтобы пропитать всю поступившую пищу.
Кстати, слово «желудок» произошло от слова жёлудь (в старину маленькие жёлуди называли желудками). У некоторых животных желудок по форме напоминает жёлудь.
Следующий отдел пищеварительного канала – тонкая кишка. Длина тонкой кишки у взрослого человека – около 5-6 метров.
Возле самого желудка выделяют короткую кишку, она примерно в 12 раз превышает толщину большого пальца руки. А пальцы в старину называли «перстом». Отсюда и название органа- двенадцатиперстная кишка.
В двенадцатиперстную кишку открываются протоки желчного пузыря, находящегося в печени, и поджелудочной железы. Выделяемые ими желчь и желудочный сок способствуют лучшему перевариванию пищи.
В тонкой кишке происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь.
Тонкая кишка переходит в толстую. Длина толстой кишки составляет в среднем 1,5 метра. Здесь происходят дальнейшее всасывание питательных веществ в кровь. Конечный отрезок толстого кишечника – прямая кишка. Итак, мы познакомились с органами пищеварения, узнали, как они работают и перерабатывают пищу.
Воспитатель :
А теперь скажите мне, всё ли равно, какую пищу мы едим?
Какими должны быть продукты питания?
А как можно сохранить продукты свежими?
Все ли продукты можно есть в сыром виде?
Некоторые продукты нужно подвергать кулинарной обработке: жарить, варить, парить, печь и т. д. Но что нужно сделать с продуктами перед кулинарной обработкой и перед едой, если мы едим продукты в сыром виде?
Мыть нужно только продукты?
Но важно ли, как мы принимаем пищу?
(ответы детей о правилах поведения за столом)
Воспитатель :
Если всегда есть в одно и то же время, то наш желудок к очередному приёму пищи начинает вырабатывать желудочный сок и готов к приёму пищи. Кажется, будто он работает по определённым внутренним часам и это способствует усвоению пищи
Необходимо соблюдать режим питания, что это?
Воспитатель :
Питаться нужно 4 раза в день в одно и то же время.
А теперь ответьте мне на следующий вопрос: полезно ли всё время есть только одни и те же продукты?
Почему?
Воспитатель :
Пища состоит из белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов. Белки нужны нам для строительства. Они как бы кирпичики, из которых складывается здание. Белки – строительный материал организма. Без них нет развития и роста. Поэтому именно растущему организму они нужнее всего.
Белки содержатся в молоке, яйцах, орехах и т. д. Для строительства нужен не только строительный материал, но и энергия, выделяют её углеводы и жиры. Однако не расходованная энергия откладывается в виде жира. Небольшое количество жировой прослойки в организме необходимо, она защищает органы, амортизируя удары. Но большое её количество затрудняет работу внутренних органов, создавая им дополнительную нагрузку. Поэтому излишний вес вреден для человека.
Минеральные вещества также необходимы нам. Особенно большое количество требуется для костей. Они придают им твёрдость. Витамины нужны для роста и развития организма. Их несколько групп.
ВИТАМИН А – это витамин роста. Он поможет вам расти, а также сохранит зрение.
ВИТАМИН В – регулирует обмен веществ.
ВИТАМИН С – является общеукрепляющим.
ВИТАМИНА Д: важен для роста и укрепления костей.
Воспитатель :
В каком продукте, какой витамин содержится?
Игра «Витаминные перчатки»
Цель: закреплений о пользе витаминов и их значение для здоровья человека Материалы : Перчатки с названием витаминов и картинки с ленточками, с изображением продуктов.
Описание: Предложить некоторым детям надеть витаминные перчатки, а остальным детям предложить надеть на перчатки те картинки с изображением продуктов, в которых есть этот витамин.
Итак, вы узнали, из каких веществ состоят продукты питания и какую роль они играют в нашем организме. Естественно, они находятся в самых различных продуктах, поэтому питание должно быть разнообразным.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам сварить витаминный компот.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот:
(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»).
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
(Загибают по одному пальчику, начиная с большого).
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(Опять «варят» и «мешают»).
Воспитатель :
А сейчас настало время снять волшебный халат (снимаю халат). Увы, ребята, я ничего не помню и не знаю. Но доктор Айболит подарил мне волшебный листок, по которому, как он сказал, можно всё вспомнить.
(Опорная схема «Гигиена питания»)
Закрепление.
Работа по опорной схеме «Гигиена питания».
Подведение итогов.