Мария Денисова
Конспект занятия «Золотая хохлома»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по теме : «Золотая хохлома»
Цель: знакомство с росписью на изделиях Хохломы;
Задачи:
- формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов
- развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение
Публикация «Конспект занятия „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
учить приемам лепки декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту.
- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеровумельцев.
Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; листы бумаги (силуэты посуды, пластилин классический красного, желтого, черного, зеленого цветов, диск с презентацией «Золотая хохлома».
Ход занятия:
Вся золотисто - краснолика.
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках;
Напоминает.
Ответ: Хохлома
Посмотрите, ребята, на данные изделия. Скажите какие из них вам уже знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия)
Разделите их по группам. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп? Хохломские изделия сделаны из дерева, а остальные из глины и фарфора. Хохломские — на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельские на белом фоне.
Посмотрите, это будто необыкновенные деревянной посуде нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома.
Так и родилось название «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
- Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).
- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться создовать такие узоры из пластилина.
- Какие цвета пластилина нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)
- Сначала нужно слепить изогнутую веточку. Затем на ветке изображают ягоды и листья. Потом около ягод и листьев можно слепить травинки – линиями (дугообразными). И получается вот такая красивая роспись на нашей тарелочке
Физкультминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(Вращательные движения головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головы вперед-назад.)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(Руки на поясе, наклоны туловища влево — вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).
У меня здесь есть посуда. У этой посуды золотой желтый фон.
- Сейчас вы станете настоящими мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами.
- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).
Работа детей
- посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?
-А теперь вы должны выбирать и показать самую красивую тарелочку. Опишите её : какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта тарелка лучше других работ.
- Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.
Чтение стихотворения о Хохломе :
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!