Светлана Савельева
Занятие по речевому развитию «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные, формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных. Закреплять умение выразительно декламировать стихи. Понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье. Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Публикация «Занятие по речевому развитию „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Предварительная работа
1. Познакомить с терминами:
Генеалогическое древо - это родословная
Родословная - слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках
Род, родственники - имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка
Предки - люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения, старше прадедушек и прабабушек
Поколения - люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения
Обычай - привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.
Традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
2. Заучивание стихотворений о семье.
3. Рисование на темы: «Лучший в мире папа», «Портрет моей мамы».
4. Совместная работа с родителями, рисование семейного герба.
5. Чтение литературных произведений: В. Осеева «Сыновья», Р. Гамзатов «Мой дедушка», С. Баруздин «Мамина работа» и др.
6. Беседа с детьми об одном из ведущих прав (Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка) – ПРАВЕ РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ НА ЛЮБОВЬ И ПОНИМАНИЕ.
Материал и оборудование
Семейные фотографии, рисунки с изображением семейных гербов, рисунок с изображением дерева у каждого ребенка, клей, ножницы, фломастеры.
Ход занятия
Дети рассматривают семейные фотографии.
Воспитатель. Дети, что объединяет эти фотографии? (На фотографиях семьи).
Воспитатель. Как вы думаете, что такое семья? (Семья- это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно. Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер).
Ребенок читает стихотворение Я. Акима «Моя родня»
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня и братишка.
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч - сестренке, конфета – Тишке.
А еще есть друг у меня.
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю
Все на свете ему подарю.
Воспитатель. Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? (обсуждение).
Это стихотворение шуточное. Не все персонажи его являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка – это родня. Друг Сережка не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.
Семья-это самое главное, самое дорогое, что есть человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы о семье. Давайте вспомним и обсудим их.
-Дети не в тягость, а в радость.
-При солнышке тепло, при матушке – добро.
-Согласие да лад – в семье клад.
-Вся семья вместе и душа на месте.
Воспитатель. У каждого человека есть семья – большая или маленькая. И это очень хорошо! Ведь радость, которой ты поделился с папой и мамой, умножается, а печаль, если переживешь ее вместе с близкими, уменьшается.
Пальчиковая гимнастика.
Как у нас семья большая,
Да веселая. (Хлопок в ладоши, кулачок)
Два у лавки стоят, (Поочередно загибать пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются.
Две Дашки у кашки
Питаются.
Две Ульки в люльке
Качаются.
Игра с мячом «Так бывает или нет?»
Воспитатель. Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?
(Задав вопрос, ведущий бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и бросает мяч обратно.)
-Мы родились раньше наших родителей?
-Мама старше бабушки?
-Дедушка младше внука?
-Бабушка – папина мама?
-Ты бабушкин сын? И т. д.
Воспитатель. Часто люди сравнивают семью с большим и крепким деревом, у которого корни – это душка и бабушка, ствол – папа и мама, а веточки – дети. Такое дерево называется генеалогическим древом. Оно нужно для того, чтобы все знали о своих предках, помнили их и гордились ими. Дети, вы можете изобразить древо своей семьи.
Музыкальный фон: песня «Будьте добры». На изображении дерева (которое воспитанники нарисовали заранее) дети наклеивают фотографии своей семьи. Во время самостоятельной работы педагог задает индивидуальные вопросы детям, например: Кто помогает в трудных ситуациях? Кто жалеет и ласкает? Как ты помогаешь родителям? Как заботишься о родителях? И т. д.
После завершения работы дети рассказывают о своей семье (с кем живут; как зовут родителей, сестру, брата, бабушку и дедушку; чем занимаются в свободное время).
Воспитатель. Помимо генеалогического древа, одним из самых древних семейных символов считается герб. Семейный герб рассказывает о его владельцах. На нем обычно изображается то, чем гордится семья, ее достижения и успехи, семейные традиции. Давным - давно, во времена ваших прабабушек и прадедушек, гербы размещали на домах, оградах, каретах. Гербы изображались даже на носовых платках и столовых принадлежностях. В современной России многие семьи возродили эту традицию. (Дети подходят к стенду с изображением семейных гербов, которые были нарисованы совместно с родителями. Рассказывают о своих семейных гербах).
Воспитатель. Теперь, когда у вас есть генеалогическое древо и герб, получилось, что ваша семья - это маленькое, но крепкое и дружное «государство». У вас есть свои правила и традиции, есть собственная территория, на которой расположено это «государство» - это ваш дом.
Дети, как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей).
Мы живем в стране, которая называется Россия. Это большая и могучая страна. Но она не была бы такой, если бы в ней не было крепких, дружных семей. Любовь, которая объединяет семью – папу, маму и детей,- делают Россию процветающим государством.