Елена Шулаева
Конспект занятия по театрализованной деятельности в средней группе «Страна Игралия»
Цели:
Дать детям возможность самостоятельно сочинять сценки.
Активизировать имитационные способности.
Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли.
Формировать пантомимические навыки и творческое воображение
Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.
Формировать исполнительские умения.
Вид игры: игровой развивающий тренинг
Публикация «Конспект занятия по театрализованной деятельности в средней группе „Страна Игралия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Опорная методическая литература: Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 4-7 лет, Гончарова О. В. «Театральная палитра», Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду», Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников».
Опорные тексты:
Стихотворения детских поэтов, потешки, диалоги.
Планируемые методические приемы организации занятия :
Разминка на активизацию внимания, игровые упражнения на различные действия, двигательную активность, интонационную выразительность, ролевые диалоги, этюды.
Материал и оборудование: фонограмма
Место проведения: групповая комната
Форма педагогического руководства игрой: преимущественно прямая
Предварительная работа: чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок.
Ход проведения занятия : Организация и руководство игровой деятельностью.
Ход занятия
Разминка
Игра «Измени голос»
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка, надевают (по желанию) маски и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.
Игра «Где мы были, мы не скажем»
Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.
Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т. д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.
Игра «Воображаемое путешествие»
Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.
Педагог. Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их, не сразу можно увидеть — траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске. Мы вошли в лес, где много грибов и ягод,— осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».
Игровые упражнения
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов.)
Цель. Развивать пантомимические навыки. Педагог читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород, зайка с радостью идет.
Ровненьких две грядки. Но сначала все вскопает,
Там играл зимой в снежки, а потом всё разровняет,
Ну а летом - в прятки. Семена посеет ловко
А весною в огород и пойдет сажать морковку.
Ямка - семя, ямка - семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожаи свои соберет.
И как раз - здесь закончился рассказ!
Игра-пантомима «Жадный пес»
Цель. Развивать пантомимические навыки.
Педагог читает текст, дети имитируют движения по тексту:
Жадный пес - тесто замесил,
Дров принес. Испек пирожок,
Печку затопил, сел в уголок
Воды наносил, и съел его сам! Aм!
После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать в движениях задания. Если есть затруднения, то вступайте в игру сами или наводящими вопросами помогите детям добиться более убедительной игры (Как тяжело нести дрова! Целая охапка в руках, под их тяжестью мы согнулись и т. д.)
Игра-пантомима «Сугроб»
Цель: Развивать пантомимические навыки, воображение (Дети имитируют движения по тексту).
На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.
- Почему река исчезла в озере?
Ролевые диалоги
Мини-сценка «Хозяйка и кот»
Хозяйка: Почему ты черен, кот?
Кот: Лазил ночью в дымоход.
Хозяйка: Почему сейчас ты бел?
Кот: Из горшка сметану ел.
Хозяйка: Почему ты серым стал?
Кот: Меня пес в пыли валял.
Хозяйка: Так какого же ты цвета?
Кот: Я и сам не знаю это.
После разучивания дети делятся на пары и, используя шапочки-маски, разыгрывают мини-сценку.
Театральный этюд.
Мини-сценка «Жук»
педагог (или ребенок) : На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жук: Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Обратить внимание на интонационную выразительность при произнесении слов жука.
Этюд «Утешение».
Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т. д.).
Этюды - настроения
Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Этюд «Фокус»
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Этюд «Один дома»
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно - а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?
Этюд «Лисичка подслушивает»
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.