Вертий Марина Викторовна
Конспект занятия «По следам лета» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «По следам лета» подготовительная группа.
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках лета и летних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы:. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Темочки:
• Развивать умение детей называть приметы лета, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приё мы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик, гелиевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, кусочки белой ткани сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие, силуэт платья нарисованный на ватмане, отдельные разукрашенные части платья, конверты с заданиями, пластилин, вырезанные круги из зеленого картона по количеству детей, презентация о явлениях в природе и строению листа.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за явлениями природы (ветер, облака, солнце, радуга, дождь и т. д)
• Беседы о лете;
• Чтение художественных произведений:
• Разучивание стихов и поговорок о лете;
• слушание музыки и песен о лете;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением летней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных цветов, насекомых;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за цветами и насекомыми на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- ну и что это может быть? (Ответы детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)
Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель - есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись и рисунок (СУНДУК)
Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. (на дне сундука находят картинки с изображением признаков лета, которая подскажет от кого карта)
(Отгадывание загадки по картинкам).
Воспитатель
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.
Воспитатель –(читает письмо от лета)
Дорогие ребята!
Вот и прошла моя летняя пора. Наступила чудесная пора осени. И моя подруга осень пригласила меня на осенний бал, но с одним условием. Мне нужно такое платье одеть, чтобы все сразу догадались, что я лето. А для этого вам необходимо собрать мое платье из моих летних признаков, отгадав мои загадки и рассказать о каждом из них.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем выполнять задания) на карте изображены круги разного цвета.
задание №1 Дети находят конверт. на нем изображен круг разного цвета. Воспитатель загадывает загадку о солнце.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
Солнце
Ребята а что мы знаем о солнце. (ответы детей). Достает шляпку из конверта и предлагает детям прикрепить на плакат.
Загадка о туче или облаке.
В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их?. (Облака)
Какие бывают облака? (ответы детей). (кучевые, перистые, грозовые)
Загадка о дожде.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
Дождь
Какой бывает дождь? Какие приметы о дожде вы знаете?
Какие еще осадки бывают летом?
Достает тучки (рукава) и дети прикрепляют на платье.
Загадка о радуге.
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти.
Радуга
Сколько цветов у радуги назовите их? Когда радуга появляется на небе? (ответы детей)
Достает радугу и прикрепляют ее на платье.
Ребята солнце, тучи, дождь, радуга, к какой природе относятся? (не живой)
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом. бом. бом. (поглаживают ладонями)
(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)
Воспитатель: ребята половину платья мы с вами собрали. Давайте посмотрим, в какие цвета лето себя украсило? Где она все это взяла?
ответы детей.
Воспитатель: ну что дети вот одно задание мы выполнили. Давайте посмотрим какое следующее. На карте нарисован зеленый круг. Дети находят конверт с нарисованным кугом.
задание № 2 Воспитатель: ребята, что украшает наше небо летом мы уже с вами видим. А что украшает нашу землю летом? Какие летом у нас деревья? А трава? А хотите узнать как устроен лист? Давайте посмотрим. (использование мультимедиа, презентация)
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Исследование №1 «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
( Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей:
Воспитатель достает из конверта полоску с нарисованными деревьями и украшают платье.
Дети дальше находят конверт с нарисованной
Воспитатель загадывает загадку про речку
Динамическая пауза «Как приятно в море плавать»
Как приятно в речке плавать!
(Плавательные движения в стиле брасс)
Гребем влево, гребем вправо.
(Повороты влево и вправо)
Вот кораблик впереди.
(Потягивание — руки вперед)
Сверху чайки — погляди.
(Потягивания — руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей.
Нужно нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
(Плавательные движения в стиле кроль)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
(Ходьба на месте)
И на солнце загораем.
(Встать ноги и руки в стороны, голова поднята вверх).
Ребята как вы, думаете, можем мы речку на платье поместить?
Что ж осталось нам совсем немного разукрасить. Пойдем дальше?
Находят конверт с разноцветным кругом. В конверте письмо от лета.
Дорогие ребята! Я рада что вы так много знаете и все правильно говорите о моих приметах. Вы уже почти украсили мое платье осталось совсем чуть чуть. Отгадайте мои загадки и вы узнаете чем я еще хочу украсить свое платье. Но украшение вы должны сделать своими руками.
Воспитатель: Отгадайте ка загадки.
дети отгадывают.
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички.
Ромашки.
Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
Одуванчик.
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(цветок колокольчик)
Воспитатель: А какие цветы вы знаете ребята?
Ответы детей.
Воспитатель. А зачем нужны цветы?
Ответы детей.
Воспитатель загадывает загадки про насекомых.
Ответы детей.
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Бабочка
Летом много я тружусь,
Над цветочками кружусь.
Наберу нектар - и пулей
Полечу в свой домик - улей. (Пчела)
Воспитатель. А какую пользу насекомые приносят.
Ответы детей.
Воспитатель загадывает загадки.
Посмотрите, каковы!
Летом созреваем,
Мы из листиков, травы
Головой киваем,
Объеденье-шарики,
Красные фонарики. (Ягоды)
Долго мы сидим в избе -
В теплой тесной скорлупе.
А как вылупляемся,
Быстро оперяемся. (Птенцы)
Воспитатель: ребята вы молодцы. Так давайте приступим к нашим украшениям.
Дети лепят из пластилина насекомых, цветы, каждый на своем кружочке и помещают свои работы на платье лета.