Варвара Григорьевна Тынелькут
«Ворон и сова». Конспект занятия по сказкам народов Севера для младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
(эскимосская сказка)
Цели:
1. образовательные:
-познакомить детей с эскимосской сказкой «Ворон и сова»;
-познакомить детей с особенностями строения и образа жизни совы и ворона;
-расширять знания детей о птицах;
-расширять словарный запас детей;
-вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ совы, ее поступка.
2. развивающие;
- развивать творческие способности и творческое воображение детей.
3. воспитательные:
- воспитывать в детях дружелюбие, сочувствие к ближнему;
- воспитывать способность признавать и исправлять свои ошибки, отрицательное отношение к зависти.
Материалы (демонстрационные):
- теневой театр,
-лампа настольная;
-вырезанные картонные силуэты сказочных героев;
-стихотворение Н. Шумов «Ворон, ворон-воронок…».
-стихотворение Л. Громова «У глазастой совушки…».
-игрушка мягкая Сова;
-игрушка мягкая Ворон.
Ход занятия:
1. Воспитатель входит с детьми в зал. Дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель читает стихотворение Н. Шумова о вороне. Показ и демонстрация мягкой игрушки ворона.
Ворон, ворон, воронок
Почему ты черный?
С головы до самых ног
Сажей закопченный.
Цокнул громко воронок,
Будто рассердился:
«С головы до самых ног
Черным я родился!».
Ворон, ворон, воронок
Может и не враки,
Что ходить твой прадед мог
В белоснежном фраке.
Цокнул ворон: «Ерунда!
Домыслы невежды!
Прадед мой носил всегда
Черные одежды!
Этот цвет в ходу у нас
В зимний день и жаркий….
В общем черный-это класс,
Белый- слишком маркий!».
Воспитатель меняет мягкую игрушку ворона на сову. Показывает сову и читает стихотворение о Л. Громова о сове.
У глазастой совушки
Хищная головушка,
Перышки пушистые,
Ноженьки когтистые.
Ловит мышек и зайчат
На охоте по ночам.
-«А сейчас я вам предлагаю посмотреть и послушать эскимосскую народную сказку про двух птиц друзей, которая называется «Ворон и сова». А теперь усаживайтесь поудобнее и смотрите на экран. Итак, начнем:
Эскимосы- это жители крайнего Севера Чукотского Автономного Округа. Основное их занятие- охота на морского зверя- моржей, тюленей».
Ворон и сова.
Ворон и сова в старину, говорят, белыми были. Встретились однажды они в тундре, ворон и говорит:
– Мы оба белые. Давай покрасим друг друга! Сова ответила ворону:
– Ну что же, давай попробуем, что из этого выйдет. Ворон обрадовался, закричал:
– Вот и прекрасно, начнем!
Затем ворон сове сказал:
– Сначала ты меня покрась, а потом я тебя. Сова ответила:
– Ведь ты первый предложил покраситься, так и начинай тоже первым. Разукрась сначала меня, а потом уж я тебя разукрашу как следует.
Ворон ответил:
– Что же, пусть будет по-твоему: сначала тебя разукрашу.
Взял ворон остатки сгоревшего в светильнике черного жира и стал старательно разукрашивать каждое совиное перышко большим пером из своего хвоста. На каждом перышке нарисовал серые пятнышки: на крыльях побольше, на груди и спине поменьше. Кончив, сказал:
– Ого! Какой прекрасной сделал я тебя. Посмотри теперь сама на себя! Сова себя со всех сторон оглядела и ответила:
– Правда, красивой я стала, с пятнышками! Затем ворону сказала:
– А теперь я тебя таким красавцем сделаю, каким ты никогда не был. Приготовься!
Ворон в сторону солнца повернулся, глаза прищурил и замер, чтобы сова хорошенько его разрисовала.
Сова так же старательно ворона разукрашивала, а он от удовольствия даже не шевелился. Когда сова закончила разукрашивать ворона, осмотрела его со всех сторон, а затем на себя внимательно взглянула; оказалось, что ворон красивее ее стал. Рассердилась сова от зависти, подошла к ворону и облила его с ног до головы остатками сгоревшего жира. Ворон весь почернел. Сова тотчас улетела. Протер ворон глаза и начал кричать:
– Когтистая, глазастая, что ты наделала? Черным сделала меня, заметным сделала меня!
С тех пор вороны черными стали, остатками жирового нагара от светильника пропитались навсегда. Вот и вся моя сказка.
-Вот такая, ребята, сказка с грустным концом. Только вот сова, так и останется пестрой, а ворон черным
-Чем закончилась эта сказка? Какое у вас настроение после показа этой сказки?
3. – Почему эту сказку эскимоссы так назвали? (Потому что после того, как они друг друга раскрасили, сова не могла налюбоваться собой. Узор на ее перышках везде был разный. А ворон, как глянул в зеркало, так и испугался, голову от грусти опустил. Ни одного белого пятна на перьях не осталось).
-Чему она учит? (Дорожить дружбой, стараться друзьям помогать. Недаром говориться, друг познается в беде).
4. –Вы так старались, давайте теперь немного отдохнем. И кое-что еще узнаем о птицах (физкультурная разминка).
Вороны
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
5. Подведение итогов занятия:
-С какой сказкой мы сегодня с вами познакомились?
-Чему она учит?
- Почему ворон ходил грустный, а сова веселая?
-Можно ли так поступать с друзьями?
-Как вы относитесь к поступку совы?
- Можно ли ее простить за ее поступок?
- Хорошо ли завидовать друг другу?
-Молодцы, ребята, вы все правильно отвечали на вопросы. Наше занятие подошло к концу.