Елена Хрестина
Конспект занятия по рисованию «Чебурашка» в старшей группе
▼ Скачать
МБДОУ комбинированного типа
№ 63
«Веснушки»
по
художественно-эстетическому развитию
Рисование на тему: «Чебурашка».
Автор: Хрестина Елена Дмитриевна.
Воспитатель 1 к/категории.
г. Брянск
2022 год.
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Чебурашка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Успенский Э. Чебурашка, крокодил Гена и др.
- Чебурашка
- Чебурашка. Рисование
- Темочки
Цель: формирование умения рисовать с натуры с помощью схем; формирование сочувствия к игровым персонажам и желания им помочь.
Программные задачи.
1. обучающие:
формировать умение изображать игрушку Чебурашку с натуры, передавая форму и пропорции, соотношение частей более точно (при помощи схемы);
продолжать формировать у детей умение при рисовании делать набросок предмета, используя разный нажим карандаша: слабый при прорисовки частей и сильный при обводке контура.
2. развивающие:
упражнять в равномерном закрашивании предмета цветными карандашами в одном направлении с одинаковым нажимом, без просветов и не выходя за контур;
развивать у детей умение рисовать крупно, во весь лист, правильно располагая фигуру игрушки на горизонтальном листе бумаги;
развивать у детей слуховое внимание и мышление;
закрепить знания о том, что такое – русские народные сказки и авторские сказки, их отличие между собой;
продолжать развивать у детей умение различать и правильно определять чье-то настроение (Чебурашки) с помощью пиктограмм;
упражнять в умении передавать свое настроение с помощью мимики лица.
3. воспитательные:
воспитывать самостоятельность и инициативу;
формировать сочувствие к игровым персонажам и желание им помочь.
Материалы:
Листы альбомного формата по количеству детей.
Схемы с этапами работы (демонстрационное).
Схемы с направлением штриховки.
Простые карандаши для наброска.
Цветные карандаши.
Игрушка Чебурашка.
Запись песни Чебурашки из мультфильма.
Сюжеты из сказок-загадок.
Пиктограммы мордочки Чебурашки с изображением эмоций: грусть, радость, удивление.
Предшествующая работа:
1. Чтение сказки Э. Успенского «Чебурашка и крокодил Гена».
2. Беседа по этой сказке.
3. Рассматривание иллюстраций к сказке.
4. Раскрашивание раскрасок по сказке.
5. Д/ игра «Разрезные картинки» (герои сказки).
6. Д/игра «В гостях у сказки» (лото на определение авторских и народных сказок).
7. Игры на определение эмоций человека (с пиктограммами).
8. Этюды на отработку различных эмоций.
9. Загадывание и разгадывание загадок о героях разных сказок.
Ход занятия.
I. Вводная часть: д/игра «Угадай-ка».
-- Ребята, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Но сегодня я приготовила для вас необычные, сказочные загадки. Вы готовы их отгадывать?
Дети: - Да.
-- Угадайте, без подсказки, кто герои этой сказки?
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
(«Три медведя»)
Пожалел соседку он – бедняжка
И пустил ее погреться в дом.
Теперь живет он, как дворняжка,
Сидит и плачет под кустом.
(«Заюшкина избушка»)
На окошке он стужен.
На сметане он мешон,
Круглый бок, румяный бок
Кто же это? …
(Колобок)
Дед и баба жили одни,
Очень скучали без деток они.
Вышли зимой погулять как-то раз,
Дочку из снега слепили в тот час.
(«Снегурочка»)
(После отгаданной загадки на доске выставляется сюжет из данной сказки.)
-- Молодцы, ребята, все отгадали правильно. А кто угадает, как мы можем назвать все эти сказки вместе?
Дети: - Русские народные сказки.
-- Почему их так называют?
Дети: - Потому, что их придумал и сочинил русский народ.
-- А все ли сказки бывают русскими народными?
-- Какие еще бывают сказки?
Дети: - Авторские.
-- Почему их так называют?
Дети: потому что их придумывает и сочиняет автор.
-- У меня есть еще одна загадка, я думаю, что и этого героя вы легко узнаете.
(звучит песня Чебурашки)
-- Кто же это? Из какой он сказки?
Дети: Это Чебурашка!
-- Кто ее написал?
Дети: - Автор, детский писатель – Эдуард Успенский.
II. Основная часть.
1. Игровая проблемная ситуация. [/i]
-- Ребята, вы, конечно же, помните, что сначала Чебурашка был один, у него не было ни одного друга. Но вскоре он познакомился с крокодилом Геной и подружился с ним. Ну, а потом о Чебурашке узнала вся наша большая страна, и у него появилось много-много друзей в разных городах и селах. Но случилась беда: наш Чебурашка простудился и сильно заболел, да так, что ему даже пришлось лечь в больницу. Все его друзья очень переживают за него, ведь их в больницу к нему не пускают, чтобы они не заразились. Чебурашка тоже переживает за друзей, а ему волноваться никак нельзя! Чтобы его друзья сильно не скучали без него, Чебурашка решил, что надо передать свои портреты друзьям. Но, к сожалению, рисовать он не умеет, поэтому расстроился еще больше.
-- Ребята, надо выручать Чебурашку, вы согласны? Но как это сделать?
Дети: - Надо нарисовать его портрет.
-- Верно, мы сами нарисуем эти портреты, ведь мы же умеем рисовать!
-- Тогда представьте себе, что мы уже в больнице, надеваем белые халаты, бахилы, маски и проходим в палату к Чебурашке (дети имитируют эти действия и проходят к своим местам.)
2. Рассматривание образца. [/i]
-- Чтобы правильно нарисовать Чебурашку, надо внимательно рассмотреть игрушку и выделить, из каких частей состоит Чебурашка. Назовите эти части.
а) Давайте сначала рассмотрим самую крупную часть Чебурашки.
-- Это, конечно же – …туловище. Оно похоже на незаконченный овал: вверху и внизу – прямые линии, а по бокам – закругленные линии. Туловище Чебурашки покрыто шерстью…темно-коричневого цвета, а вверху на груди есть маленькое пятнышко…оранжевого цвета.
б) Что вы можете сказать о голове Чебурашки? Какая это часть по размеру?
-- Правильно, голова у Чебурашки - тоже большая часть, но чуть меньше туловища.
-- Форма головы овальная, но, в отличие от туловища, слегка вытянутая в стороны. -- Голова, как и туловище, покрыта… шерстью темно-коричневого цвета.
-- Что мы видим на голове Чебурашки? (обвести указкой лицо)
Дети: - Лицо.
-- Какое оно? (по форме овальное, а по цвету оранжевое)
-- Что находится на лице?
Дети: - Глаза, рот, нос, брови.
в) Что еще есть на голове у Чебурашки?
Дети: - Уши.
-- Уши у Чебурашки особенные, как вы думаете, почему?
Дети: - Они большие.
-- Действительно, они очень большие, и по размеру каждое ухо почти такое же, как и голова.
-- Но голова овальная, а уши?
Дети: - Они круглые.
-- Уши, как и все остальные части покрыты… шерстью темно-коричневого цвета.
г) Какие еще части мы не назвали?
Дети: - Это лапки.
-- Верхние лапки маленькие, овальные, немного удлиненные и расположены они вдоль туловища с двух сторон, начинаясь сразу от головы.
-- Внизу туловища находятся нижние лапки, они тоже маленькие, овальные развернуты в разные стороны.
-- Все эти части тоже покрыты… шерстью темно-коричневого цвета.
-- Ребята, а почему эти части мы называем лапками, а не ручками и ножками?
Дети: - Потому что на них есть когти.
-- Правильно, потому что у Чебурашки, как у всех животных, вместо пальчиков коготки на лапках.
-- А какие они?
Дети: - Они длинные и черные.
3. Показ и объяснение способа выполнения.
-- Ну вот, мы почти все уже знаем. Нам осталось только научиться рисовать Чебурашку.
-- Для этого мы сначала сделаем набросок простым карандашом, слегка прорисовывая контур частей. Это делается для того, чтобы в дальнейшем можно было исправить ошибки, если они будут. (показать прием наброска на доске)
-- Ребята, вы помните, когда мы рисовали человека, то лист бумаги был расположен вертикально, вот так (как бы стоя). А Чебурашку мы будем рисовать вот на таком листе (горизонтальном).
-- Как вы думаете, почему?
Дети: - У него большие уши.
-- Верно, во-первых, Чебурашка маленький (меньше человека, а во-вторых, из-за размера и расположения ушей.
-- Ребята, чтобы вам было легче нарисовать Чебурашку, я решила вам немножко помочь и приготовила линии-помощники.
-- Вот эта () – главная линия, которая как бы делит лист пополам, нужна для того, чтобы рисунок располагался в центре листа.
-- А зачем главная линия разделена на части? Кто догадался?
-- Для того, чтобы легче было нарисовать Чебурашку по частям. Например, между 1 и 2 линией мы нарисуем голову, вот такой овал (показать прием рисования, а между 2 и 3 – туловище, вот так (показать).
-- Лучше всего сначала нарисовать туловище, так как это самая большая часть Чебурашки, затем голову, уши. От головы вдоль туловища с каждой стороны мы рисуем верхние лапки, а внизу туловища – маленькие нижние лапки – вот так.
-- Ребята, закрашивать Чебурашку, как вы уже догадались, мы будем цветными карандашами, поэтому самое главное при этом – не выходить за контур, а чтобы получилось красиво надо штриховать в одном направлении (сверху вниз или справа налево, следить за размером штриховки, нажимом и близостью штрихов.
4. Закрепление способа выполнения. [/i]
1) Уточнить последовательность рисования Чебурашки.
2)Предложить детям выложить этапы работы на доске в той последовательности, в которой дети будут работать.
3) Закрепить приемы рисования:
-- прорисовка частей простым карандашом со слабым нажимом;
-- обводка контура простым карандашом с сильным нажимом;
-- закрашивание цветными карандашами, обращая внимание на контур (не выходить за его пределы) и штриховку в одном направлении и в одном размере;
-- равномерное закрашивание (без пропусков) с одинаковым нажимом.
5. Пальчиковая гимнастика «Дружба".
-- А сейчас, ребята, давайте поиграем с нашими пальчиками – разогреем их перед работой:
Дружат в нашей группе (поочередное касание пальцами
Девочки и мальчики. друг друга обеих рук)
Мы с тобой подружим (то же самое)
Наши пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (то же самое)
Будем мы дружить опять. (пальцы образуют «замочек»)
6. Самостоятельная работа детей.
-- Ну а теперь пора приступать к работе. Не забудьте про набросок и нажим карандаша при наброске и обводке контура. Постарайтесь закрасить правильно и аккуратно, чтобы ваши работы понравились Чебурашке.
(В ходе занятия осуществляется индивидуальная помощь и дифференцированный подход: быстро справившимся детям предложить дорисовать, например, цветок в лапке Чебурашки, шарик и т. д.)
III. Заключительная часть: анализ детских работ.
-- Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли у вас получилось?
-- Чей рисунок вам больше понравился и почему?
(Обратить внимание детей на соотношение частей игрушки, на пропорции частей, на яркую обводку контура, на правильность и аккуратность закрашивания всех частей. Указать детям в мягкой корректной форме на важные недостатки в работе.)
-- Ребята, посмотрите, какие замечательные портреты у вас получились. Я думаю, что Чебурашка будет рад подарить их своим друзьям.
IV. Итог:
Д/игра «Какое настроение у Чебурашки?»
-- Ребята, а как вы думаете, изменилось ли у Чебурашки настроение после того, как вы его выручили или нет?
-- Какое настроение у него было вначале? (грустное, невеселое)
-- А сам Чебурашка какой был? (грустный, расстроенный, невеселый)
-- Каким же настроение стало в конце? (радостным, веселым)
-- А Чебурашка стал каким? (он тоже стал радостным, веселым; а еще довольным и счастливым)
-- Ребята, посмотрите внимательно и выберите мордочку Чебурашки вначале занятия и в конце; поставьте их по порядку.
-- Почему вы не выбрали третью схему? Какой здесь Чебурашка? (удивленный)
-- А сейчас давайте вместе с Чебурашкой сделаем грустное лицо (брови опущены вниз, уголки губ тоже опущены вниз, глаза слегка прикрыты – они «грустят»).
-- А теперь – радостное! (брови и лоб разгладились, уголки губ высоко подняты, а рот растянут в улыбке, глаза как будто «смеются»).
-- А если бы мы вдруг удивились, каким бы стало наше лицо? Покажите! (брови высоко подняты вверх, рот и глаза «округлились»).
-- Ребята, вы сегодня большие молодцы! Ведь вы пришли на помощь сказочным героям. А еще вы научились рисовать Чебурашку.