Ирина Сизова
Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Украшение мордовского головного убора «Сорока» (Валдоня)»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Украшение мордовского головного убора «Сорока»» (Валдоня)
Цель: Украсить шаблон мордовского головного убора (сорока) мордовским орнаментом
Задачи:
Развивающие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения народных мастеров;
Публикация «Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе „Украшение мордовского головного убора „Сорока“ (Валдоня)“» размещена в разделах
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Одежда, обувь, головные уборы
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
- Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения народных мастеров.
Обучающие:
- Продолжать учить детей рисовать элементы мордовского узора;
- Передавать колорит и характерные особенности национальной одежды.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Материалы и оборудование: Заготовки в форме головного убора «Сорока», образцы орнамента, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой. Аудиозапись мордовских народных мелодий.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром в гости к нам пришла кукла Алдуня. Посмотрите на нее и скажите кто она по национальности? (Мордовка)
- А как вы догадались?
Педагог: Давайте с ней поздороваемся на мордовском языке «Шумбратада»
- Ребята, Алдуня собралась на День Рождения. Давайте поможем ей нарядиться в красивую праздничную одежду. А для этого нам надо вспомнить, как называются элементы мордовского костюма.
- Что это? Это мордовская рубашка. (панар)
- А это? Пулай - набедренное украшение.
Педагог: Молодцы! Мы почти одели Алдуню. Но чего-то все же не хватает.
- Как вы думаете, чего? (головного убора)
- Правильно. Откуда же нам его взять? (нарисовать)
Действительно, ведь у нас есть краски и кисточки и мы можем нарисовать для Алдуни красивый мордовский головной убор.
Педагог: Ребята, вы знаете как называется этот головной убор?
Это мордовский головной убор – сорока. Такой головной убор носят эрзяне. Сорока - чепец из холста. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блесками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи.
Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день. (Презентация «Мордовские головные уборы)
В основе мордовской вышивки лежит геометрический орнамент.
- Какие элементы мордовского узора вы знаете? (крест, галочка, ступеньки, ромб, восьмиконечная звезда)
- Какие цвета можно встретить в мордовском орнаменте? (красный, черный, желтый, синий)
- Какие основные цвета мордовского орнамента? (красный, черный)
Мы поговорили о разных узорах. И я вам предлагаю немножко отдохнуть:
Физкультминутка:
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок».
Выйди на дорожку, Да притопни ножкой,
Да головкой покачай, Утром солнышко встречай
Стебель наклони слегка – Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся.
Наконец, готовы все день встречать во всей красе.
Педагог: Молодцы. А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. Сегодня вы будете украшать орнаментом наши головные уборы.
- Как можно украсить головной убор – сороку, чтобы он стал нарядным, ярким и праздничным?
Да, ребята, можно по – разному декорировать сороку: украсить лентами, тесьмой, бусинами (показ образца).
А перед тем, как приступить к рисованию, нужно подготовить пальчики:
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Дети выбирают материалы, подготовленные педагогом, и начинают оформлять головной убор по своему желанию.
Подведение итогов: Молодцы, ребята, ваши сороки получились красивыми и нарядными! Расскажите, как и чем вы украшали их. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера.
Рефлексия:
1. Ребята, что мы сегодня с вами рисовали?
2. Как называется мордовский головной убор?
3. Какие элементы есть в мордовском орнаменте?
4. А какие основные цвета?