Людмила Гербова
Конспект занятия по речевому развитию «Зимушка-Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка – Зима».
воспитатель высшей категории Гербова Л. А.
Направление: познавательно – речевое.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Зимушка-Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ответы на вопросы, «Речевое развитие» (беседа, «Художественно - эстетическое» (слушание музыки, рисование, «Физическое развитие» (физкультминутка, «Социально – коммуникативное (взаимодействие детей)
Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста и расширение представления о сезонных изменениях зимой посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные
расширить представление детей о зиме, закрепить знания о зимних явлениях, приметах;
повторить названия зимних месяцев, вспомнить пословицы о зиме;
активизация эмоционального самовыражения;
Развивающие
развивать связную речь, умение составлять грамматически правильные предложения;
развивать общую и мелкую моторику рук;
Воспитательные
способствовать снятию психоэмоционального напряжения;
воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений;
развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу.
Оборудование: разрезные картинки, снежинка, снеговик, снегирь, снежный комок, тонированные листы, белая нить, проектор, ноутбук.
Предварительная работа: чтение стихотворений, пословиц, беседа, наблюдение на прогулке, Д. И. «Разрезные картинки», рассматривание иллюстраций и картин.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Воспитатель:
К нам пришло письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марки три снежинки,
А конверт из чистой льдинки
А письмо не на листке
А на беленьком снежке.
Скоро, скоро к вам приду
На метелях прилечу,
Заверчу и закружу
Снегом землю наряжу
И деревья и дома
И подписано: ЗИМА (читают дети)
Воспитатель: это необычное письмо от Зимушки – Зимы. Она прислала нам письмо с заданиями и хочет узнать, что мы знаем о зиме.
1. Задание. Игра «Разрезные картинки» (развитие зрительного восприятия - составление целого из частей)
На столе разложены элементы картинок (3 картинки). Дети подходят и берут по одному фрагменту картинки (картинки перевернуты). Дети, у которых фрагмент со снежинкой подходят к столу где лежит снежинка, у которых фрагмент со снеговиком подходят к столу где лежит снеговик, а у которых фрагмент со снегирём, подходят к столу где лежит снегирь.
( Обратить внимание детей на родственные слова: снежинка, снеговик, снегирь)
Воспитатель: ребята, соберите картинки и внимательно посмотрите на них. Что у вас получилось? (слайд 1)
Ответы детей: картинки с изображением зимы.
Воспитатель: а как вы догадались, что на ваших картинках изображена зима? Какие приметы зимы вы знаете?
Ответы детей: заяц меняет окраску; земля покрывается снегом; реки покрываются льдом; прилетают зимующие птицы и т. д.
Воспитатель: ребята, у зимы есть три брата (месяцы). Назовите мне их пожалуйста.
Ответы детей: декабрь, январь, февраль.
2. Задание Дидактическая игра «Какая бывает погода зимой?»
Воспитатель: Ребята, скажите, какая может быть погода зимой?
Если идет снег, то погода (снежная);
Если дует ветер, то погода … … (ветряная);
Если мороз, то погода … (морозная);
Если холодно, то погода … (холодная).
3. Задание «Пословицы о зиме»
Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме?
Дети: Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Январь – крыша зимы.
В феврале два друга: мороз да вьюга.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
Будет зима, будет и лето.
Много снега – много хлеба.
Зима не лето, в шубу одета.
4. Упражнение «Назови действие» (со «снежком»).
Воспитатель: я буду начинать предложение, а тот, кому я кину снежок, закончит предложение.
Зимой метель… (метёт).
Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк… (воет).
На зиму медведь в берлоге… (засыпает).
Мороз щёки и нос… (щиплет).
Зимой вода в реке. … (замерзает).
Иней на ветках деревьев… (блестит).
Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
Деревья зимой… (спят).
Под снегом травка зимой… (греется).
Зимой насекомые… (прячутся).
5. Физкультминутка «Снежинки»
Мы белые снежинки
Собрались мы сюда.
Летим мы как пушинки
Холодные всегда (летят по кругу).
Вот эта тучка серая (поднимают руки, показывают тучу)
Она была наш дом (делают домик)
С нее мы опустились (присаживаются)
И здесь мы отдохнем.
6. Задание. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
(слайд 2)
- коньки, скакалка, лыжи, санки;
- снег, огонь, сосулька, лед;
- шуба, свитер, платье, валенки;
- декабрь, февраль, март, январь;
- синица, дятел, скворец, сорока.
7. Пальчиковая гимнастика «Зима»
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)
8. Задание. Рисование в технике ниткография (Дети выполняют задание под музыку А. Вивальди «Зима») (слайд 3)
Воспитатель даёт задание детям выложить на тонированном листе белой нитью узор.
9. Гимнастика для глаз (слайд 4)
10. Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Итак, сегодня мы с вами:
- беседовали о погоде зимой, приметах зимы,
- складывали картинки,
- рисовали необычным способом,
- играли.
Молодцы! Думаю Зимушка – Зима обрадуется, что вы так много знаете о ней….