Оксана Иванкина
Конспект занятия по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Лесная прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию экологических представлений
у детей старшего дошкольного возраста
Детский сад № 187 «Солнышко» АНО ДО «Планета детства «Лада»
г. о. Тольятти, Самарская область
Воспитатель Иванкина Оксана Викторовна
Образовательная область: «Познание»
Публикация «Конспект занятия по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста „Лесная прогулка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы»
Раздел программы: «Развитие экологических представлений»
Программное содержание:
1. Овладение действием использования модели, отражающей взаимосвязь человека, почвы, растений и животных в лесу;
2. Развитие экологических представлений;
3. Формирование диалогических умений детей: собственно-речевых и умений работать в малой группе.
Материалы: магнитофонная запись звуков леса, мольберт, условные обозначения человека, почвы, растений и животных (обратная сторона которых – чёрная, односторонние и двусторонние стрелки, иллюстрации с изображением замусоривания почвы в лесу и с изображением почвы в лесу после пожара, 2 набора карточек, обозначающих правила поведения в природе, 2 плана группового помещения.
Предварительная работа:
1. Знакомство с условными обозначениями леса, почвы, птиц, насекомых, растений, животных.
2. Беседы о взаимосвязи леса и человека, леса и животных, леса и растений, животных и растений.
3. Чтение художественной литературы о лесе.
4. Дидактическая игра «Кто живет в лесу», «Загадки леса».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте магнитофонную запись и отгадайте, куда мы сегодня с вами пойдем.
(Звучит магнитофонная запись, в которой отчетливо слышны голоса птиц, шум деревьев, то есть звуки леса).
Воспитатель: Итак, куда я вас сегодня приглашаю?
Дети: В лес.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Птицы поют, деревья шумят и т. д.
Воспитатель: Совершенно верно. А сейчас закройте глазки и представьте, что мы с вами уже находимся около леса.
(Дети закрывают глаза. Воспитатель в это время открывает мольберт. На нем модель взаимосвязи человека, почвы, растений и животных).
Воспитатель: Посмотрите, у входа в лес какая-то табличка с надписью. Интересно, что здесь написано? Вы сможете прочитать?
Дети читают: Человек нужен почве, почва нужна растениям, растения нужны животным.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем человек нужен почве?
Дети: Он за ней ухаживает, рыхлит ее, обрабатывает.
Воспитатель: А почва нужна человеку?
Дети: Да!
Воспитатель: А для чего?
Дети: Чтобы сажать на ней растения. Она дает человеку питание и т. д.
Воспитатель: Значит, человек нужен почве, а…
Дети: Почва нужна человеку.
(Воспитатель ставит двустороннюю стрелку).
Дети делают вывод, что почва и человек нужны друг другу.
Аналогично проводится беседа о взаимосвязи почвы и растений, растений и животных.
Делается вывод, что в лесу все взаимосвязано.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что в лесу есть 2 полянки, на которых что-то произошло. Вы хотите туда пойти и узнать, что случилось?
Дети: Да! Хотим.
Воспитатель: Тогда, давайте разделимся на 2 группы.
(дети делятся)
Каждая группа должна найти свою полянку. А поможет вам в этом план, на котором она помечена красным кружочком.
Ваша задача:
1. Посоветоваться друг с другом и правильно найти полянку, используя план.
2. Узнать, что там случилось.
3. Обсудить, почему это произошло.
4. Вернуться и рассказать об этом.
(Дети берут планы и отправляются искать «полянки»)
Проводится игра «Узнай, что случилось?»
Воспитатель наблюдает за работой детей, оказывает помощь, если это необходимо.
Когда команды возвращаются, проводится беседа.
Воспитатель: Итак, ребята, что случилось на вашей полянке?
Дети: Там много мусора, грязь.
Воспитатель: А как вы думаете, откуда он там взялся?
Дети: Отдыхали люди и не убрали за собой.
Воспитатель: Что стало с почвой после этого?
Дети: Она стала грязной.
Воспитатель: Верно.
(переворачивает карточку с почвой обратной черной стороной).
Воспитатель: Ребята, а что произошло на вашей полянке?
Дети: Там был пожар.
Воспитатель: А как вы думаете, почему он возник?
Дети: Люди не потушили костер.
Воспитатель: Есть ли там растения?
Дети: Нет, они сгорели.
(Воспитатель переворачивает картинку с условным обозначением растений обратной стороной).
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, животные там остались?
Дети: Нет. Они ушли. Или погибли.
(Воспитатель переворачивает условное обозначение животных обратной стороной).
Воспитатель: Случилась беда, экологическая катастрофа! Кто же в этом виноват?
Дети: Человек. Люди.
Воспитатель: Как же исправить это? Например, как поступить, ребята, в вашей ситуации? (показывает на картинку с замусориванием почвы).
Дети: Убрать мусор.
Воспитатель: Конечно. Почва станет…
Дети: Чистой.
(Воспитатель переворачивает картинку обратной стороной).
Воспитатель: А что делать в вашей ситуации? (показывает на картинку после пожара).
Дети: Посадить деревья.
Воспитатель: Верно. Есть даже такая пословица: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».
(переворачивает картинку с условным обозначением растений обратно).
Воспитатель: А если вернутся растения, что произойдет с животными?
Дети: Они тоже вернутся.
Воспитатель: Конечно.
(Переворачивает карточку с условным обозначением животных лицевой стороной).
Воспитатель: Ребята, что необходимо знать людям, чтобы не случилось беды в лесу?
Дети: Правила.
Воспитатель: А вы их знаете?
Дети: Да!
Воспитатель: А вот мы сейчас это и проверим. Каждая команда получит по конверту, в котором находятся карточки с правилами поведения в природе. Ваша задача: договориться и выбрать из них только те, которые означают правила поведения в лесу. Когда вы закончите выполнять задание, то проверите его друг у друга.
Проводится игра «Узнай и назови», а после этого - взаимопроверка.
Дети рассказывают о правилах поведения в лесу.
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: А сейчас Настя Л. прочитает стихотворение «Лесные правила».