Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ с использованием мнемотаблиц»

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ с использованием мнемотаблиц»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие связной монологической речи

Задачи:

1. Продолжать учить детей составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу;

2. Развивать умения и навыки построения самостоятельных связных высказываний;

3. Уточнить и активизировать словарь по теме «Весна»;

4. Развивать силу и высоту голоса;

5. Развивать память, мышление, творческое воображение.

Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Пересказ с использованием мнемотаблиц“» размещена в разделах

Оборудование: текст рассказа Г. Скребицкого «Весна» (из цикла «На лесной поляне»); портрет автора рассказа; фломастеры или цветные карандаши; листы бумаги формата А4; сюжетные картины трёх месяцев весны; предметные картинки – солнце, дождь, почки, подснежник, грач, ласточка, заяц, медведь, жук, комар.

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог сообщает тему занятия: «Сегодня мы завершим беседу на тему «Весна» и познакомимся с рассказом Георгия Скребицкого. Представьте, что наша доска – это альбомный лист, на котором мы нарисуем картину весны».

- «Перечислите по порядку весенние месяцы?» (педагог выставляет сюжетные картинки с изображением месяцев весны).

- «Катя, скажи, с какого звука начинается первый месяц весны?» («Первый месяц весны – март, это слово начинается со звука [М]»).

Педагог записывает на доске букву - М.

- «Слава, назови первый звук в слове «Апрель»?».

Педагог пишет на доске вторую букву – А.

- «Аня, ответь, с какого звука начинается последний месяц весны?» («Последний месяц весны – это май, в слове «май» первый звук [М]»).

Педагог пишет на доске последнюю букву в слове – М.

На доске записано: МАМ

Педагог: «Посмотрите, ребята! Весенние месяцы можно запомнить по первым буквам. Весной мы празднуем 8 марта – праздник МАМ».

2. Загадки о весне

Педагог: «А теперь послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идёт речь!».

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц, кто узнает? (Март)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, что за месяц это? (Май)

3. Игра «Четвёртый лишний»

Педагог: «Пора начинать рисовать нашу весеннюю картину. Послушайте: «ландыш», «тюльпан», «солнце», «лилия». Определите, что лишнее?».

Дети определяют: «Солнце – лишнее».

Педагог: «Почему? (ответы детей). Вот мы и солнышко нарисовали!». (Педагог помещает картинку с изображением солнца на доску).

4. Работа с деформированными предложениями[/b]

Педагог: «Помогите мне! У меня были написаны предложения о весне, и кто-то перепутал в них слова! Исправьте ошибки, пожалуйста!».

1. Весной часто идёт дождь.

2. На деревьях набухают почки.

3. В лесу расцветают подснежники.

Дети исправляют предложения и педагог спрашивает: «О чем говорится в первом предложении?» («О дожде»).

Тот, кто первым ответил на этот вопрос идёт к доске и выставляет картинку с изображением дождя.

- «О чём говорится во втором предложении?» («О почках»).

Кто-то из детей размещает на доску картинку с изображением почки.

- «О чём идёт речь в последнем предложении?» («О подснежниках»).

Соответствующая картинка помещается на доску.

Педагог: «Молодцы, ребята, прекрасная картина у нас получается!».

5. Физминутка «Весенняя песенка» (Белорусская народная песня)

А уж ясно солнышко (Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)

Припекло, припекло

И повсюду золото

Разлило, разлило. (Продолжают идти, медленно опуская руки)

Ручейки по улице

Всё журчат, журчат. (Бегут на носочках. Руки на поясе)

Журавли курлыкают

И летят, летят. (Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками).

6. Уточнение изменений в живой природе

Педагог: «Весна меняет жизнь не только человека, но и животных. Как встречают весну звери?» (индивидуальные ответы детей).

Педагог выставляет картинку с изображением зайца и медведя.

- «Как меняется жизнь птиц?» (индивидуальные ответы детей).

На доску размещается картинка с изображением ласточки и грача.

- «Что происходит весной с насекомыми?» (индивидуальные ответы детей).

Педагог помещает на доску картинку, изображающую комара и жука.

7. Упражнение на развитие голоса

Педагог: «Давайте представим, что мы насекомые. Мы проснулись от долгого зимнего сна и полетели. Как летают и пищат маленькие комары? (дети пищат тихо). А как пищат большие комары? (дети пищат громко). Как жужжат большие жуки? (дети произносят: «ЖЖЖЖ» громким голосом). Как жужжат маленькие жуки? (дети жужжат тихим голосом).

8. Игра «Бывает или нет?»

Педагог: «Поиграем в игру «Бывает или нет?». Я буду читать предложения, а вы должны слушать предельно внимательно и отвечать на вопросы».

1. Весной, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет?

2. Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их. Так бывает или нет?

3. На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири. Так бывает или нет?

4. Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Так бывает или нет?

5. Косяки птиц улетают в теплые края. Так бывает или нет?

6. Когда снег в лесу ещё не совсем сошёл, на открытых местах появляются первые цветы – подснежники. Так бывает или нет?

9. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна»

Педагог: «Вот и нарисовали мы весеннюю картину. Вам нравится? А теперь послушайте, как Георгий Скребицкий (показ портрета автора) нарисовал весеннюю картину в своем произведении «Весна»».

Педагог читает произведение.

10. Пересказ текста при помощи мнемотаблицы

Педагог: «Предлагаю вам нарисовать этот рассказ! Я буду читать предложения, а вы рисовать их. Потом мы посмотрим, что у вас получится, и желающие смогут пересказать это произведение!».

Педагог у себя на большом листе тоже рисует схематичные картинки.

Далее несколько детей составляют пересказ текста (если дети утомлены, можно предложить детям пересказ по цепочке).

11. Итог занятия

Педагог: «Ребята, вот наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего запомнилось и понравилось на занятии?».

Оценка работы детей.

Публикации по теме:

Формирование первоначальных навыков связного говорения (из опыта работы) В своей работе активно использую методику в. К. Воробьёвой. Обучение рассказыванию предполагает понимание сказанного, развитие умения отвечать.

Перспективное планирование работы по развитию монологической речи в процессе обучения описанию пейзажа. Перспективное планирование работы по развитию монологической речи в процессе обучения описанию пейзажа. 1. Обследование связной монологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ с использованием мнемотаблиц»
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 18:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ с использованием мнемотаблиц»» (включая файлы) размещена пользователем Починская Евгения (УИ 185980) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД