Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ с использованием мнемотаблиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной монологической речи
Задачи:
1. Продолжать учить детей составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу;
2. Развивать умения и навыки построения самостоятельных связных высказываний;
3. Уточнить и активизировать словарь по теме «Весна»;
4. Развивать силу и высоту голоса;
5. Развивать память, мышление, творческое воображение.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Пересказ с использованием мнемотаблиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: текст рассказа Г. Скребицкого «Весна» (из цикла «На лесной поляне»); портрет автора рассказа; фломастеры или цветные карандаши; листы бумаги формата А4; сюжетные картины трёх месяцев весны; предметные картинки – солнце, дождь, почки, подснежник, грач, ласточка, заяц, медведь, жук, комар.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог сообщает тему занятия: «Сегодня мы завершим беседу на тему «Весна» и познакомимся с рассказом Георгия Скребицкого. Представьте, что наша доска – это альбомный лист, на котором мы нарисуем картину весны».
- «Перечислите по порядку весенние месяцы?» (педагог выставляет сюжетные картинки с изображением месяцев весны).
- «Катя, скажи, с какого звука начинается первый месяц весны?» («Первый месяц весны – март, это слово начинается со звука [М]»).
Педагог записывает на доске букву - М.
- «Слава, назови первый звук в слове «Апрель»?».
Педагог пишет на доске вторую букву – А.
- «Аня, ответь, с какого звука начинается последний месяц весны?» («Последний месяц весны – это май, в слове «май» первый звук [М]»).
Педагог пишет на доске последнюю букву в слове – М.
На доске записано: МАМ
Педагог: «Посмотрите, ребята! Весенние месяцы можно запомнить по первым буквам. Весной мы празднуем 8 марта – праздник МАМ».
2. Загадки о весне
Педагог: «А теперь послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идёт речь!».
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (Май)
3. Игра «Четвёртый лишний»
Педагог: «Пора начинать рисовать нашу весеннюю картину. Послушайте: «ландыш», «тюльпан», «солнце», «лилия». Определите, что лишнее?».
Дети определяют: «Солнце – лишнее».
Педагог: «Почему? (ответы детей). Вот мы и солнышко нарисовали!». (Педагог помещает картинку с изображением солнца на доску).
4. Работа с деформированными предложениями[/b]
Педагог: «Помогите мне! У меня были написаны предложения о весне, и кто-то перепутал в них слова! Исправьте ошибки, пожалуйста!».
1. Весной часто идёт дождь.
2. На деревьях набухают почки.
3. В лесу расцветают подснежники.
Дети исправляют предложения и педагог спрашивает: «О чем говорится в первом предложении?» («О дожде»).
Тот, кто первым ответил на этот вопрос идёт к доске и выставляет картинку с изображением дождя.
- «О чём говорится во втором предложении?» («О почках»).
Кто-то из детей размещает на доску картинку с изображением почки.
- «О чём идёт речь в последнем предложении?» («О подснежниках»).
Соответствующая картинка помещается на доску.
Педагог: «Молодцы, ребята, прекрасная картина у нас получается!».
5. Физминутка «Весенняя песенка» (Белорусская народная песня)
А уж ясно солнышко (Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)
Припекло, припекло
И повсюду золото
Разлило, разлило. (Продолжают идти, медленно опуская руки)
Ручейки по улице
Всё журчат, журчат. (Бегут на носочках. Руки на поясе)
Журавли курлыкают
И летят, летят. (Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками).
6. Уточнение изменений в живой природе
Педагог: «Весна меняет жизнь не только человека, но и животных. Как встречают весну звери?» (индивидуальные ответы детей).
Педагог выставляет картинку с изображением зайца и медведя.
- «Как меняется жизнь птиц?» (индивидуальные ответы детей).
На доску размещается картинка с изображением ласточки и грача.
- «Что происходит весной с насекомыми?» (индивидуальные ответы детей).
Педагог помещает на доску картинку, изображающую комара и жука.
7. Упражнение на развитие голоса
Педагог: «Давайте представим, что мы насекомые. Мы проснулись от долгого зимнего сна и полетели. Как летают и пищат маленькие комары? (дети пищат тихо). А как пищат большие комары? (дети пищат громко). Как жужжат большие жуки? (дети произносят: «ЖЖЖЖ» громким голосом). Как жужжат маленькие жуки? (дети жужжат тихим голосом).
8. Игра «Бывает или нет?»
Педагог: «Поиграем в игру «Бывает или нет?». Я буду читать предложения, а вы должны слушать предельно внимательно и отвечать на вопросы».
1. Весной, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет?
2. Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их. Так бывает или нет?
3. На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири. Так бывает или нет?
4. Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Так бывает или нет?
5. Косяки птиц улетают в теплые края. Так бывает или нет?
6. Когда снег в лесу ещё не совсем сошёл, на открытых местах появляются первые цветы – подснежники. Так бывает или нет?
9. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна»
Педагог: «Вот и нарисовали мы весеннюю картину. Вам нравится? А теперь послушайте, как Георгий Скребицкий (показ портрета автора) нарисовал весеннюю картину в своем произведении «Весна»».
Педагог читает произведение.
10. Пересказ текста при помощи мнемотаблицы
Педагог: «Предлагаю вам нарисовать этот рассказ! Я буду читать предложения, а вы рисовать их. Потом мы посмотрим, что у вас получится, и желающие смогут пересказать это произведение!».
Педагог у себя на большом листе тоже рисует схематичные картинки.
Далее несколько детей составляют пересказ текста (если дети утомлены, можно предложить детям пересказ по цепочке).
11. Итог занятия
Педагог: «Ребята, вот наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего запомнилось и понравилось на занятии?».
Оценка работы детей.