Ольга Долматова
Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы «Неудачная охота»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказывание по серии сюжетных картин
«Неудачная охота»
Цель: совершенствование умения детей составлять рассказ по набору картинок с последовательно развивающимся действием;
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать учить составлять рассказы по серии картинок.
Развивающие:
• развивать диалогическую и монологическую формы речи; умение строить последовательно свое высказывание;
• активизировать и расширять словарь (хрустнула, досадно);
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы „Неудачная охота“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• совершенствовать умение составлять предложение, составлять схемы предложений.
• Закреплять умения составлять предложения, употребляя существительные с предлогами (в, на, за, около)
Воспитательные: воспитывать желание помогать другим,
Оборудование: серия сюжетных картин «Неудачная охота»; игрушки — котенок и дерево, письмо от Незнайки.
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л. Н. Толстого «Котенок», «Лев и собачка», Н. Г. Гарина—Михайловского «Тема и Жучка». Рассматривание изображений животных на картинках. Рассказы детей об их домашних питомцах.
Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам обращается Незнайка, ему требуется помощь, хотите узнать какая?
Читают письмо от Незнайки.
Письмо Незнайки.
Здравствуйте дорогие друзья! Я Незнайка, живу я в солнечном городе, следующей осенью я пойду в школу, для этого мне нужно много знать и уметь. Я еще мало чего выучил. Я совсем не умею составлять рассказы, а мне дали задание составить рассказ по картинкам. Я хочу попросить, чтобы вы научили меня делать это.
Воспитатель:
- Вы хотите помочь Незнайке?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Как мы можем это сделать?
Дети высказываются.
Воспитатель: (Включает презентацию с портретом Незнайки)
- Мы будем сейчас составлять рассказ по картинкам, и Незнайка научится это делать вместе с нами.
Учитель - логопед:
- Ребята, давайте сначала поиграем в игру (показывает игрушечного котенка) Это котенок Васька, сейчас поиграем с ним. Будем составлять предложения про Ваську.
Игра «Составь предложение».
Дети составляют предложения по демонстрируемым педагогом действиям.
Выставляется игрушечное дерево. Педагог помещает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т. д.
Дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т. д.
Составление схемы по одному из предложений.
Учитель-логопед:
- Из чего состоят предложения? (из слов, которые связаны между собой по смыслу)
-Из чего состоят слова? (Из звуков)
-Что такое звук? (то, что мы произносим)
-Какие звуки бывают? (Гласные, согласные)
Воспитатель:
- Я знаю одну историю про Кота Ваську о том, как он однажды охотился. Но история эта, ребята, зашифрована в картинках, и вы должны догадаться сами, что произошло с котом.
Педагог выставляет серию сюжетных картин, в которой «зашифрована» история «неудачной охоты» Васьки. Первая картинка открыта, остальные перевернуты.
Беседа по картинкам.
- Ребята, давайте «расшифруем» историю, и у нас получится рассказ для Незнайки.
- Посмотрите на первую картинку. Это будет начало нашего рассказа.
- Какой день изображен на картинке?
(Теплый осенний день)
- Как вы думаете, откуда пришел Васька?
(Васька вышел из домика, после вкусного обеда, чтобы погреться на солнышке)
- Что делает Васька?
(Сидит под деревом и умывается, чистит шерстку)
Воспитатель:
- Это, ребята, будет начало рассказа. Давайте повторим, я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
- Стоял теплый осенний…. (день)
-После вкусного обеда кот Васька решил (выйти из домика, погулять, прогуляться, погреться на солнышке)
-Он сел под деревом, и стал… (чистить шерстку)
Обращение к Незнайке (следующий слайд: Незнайка радуется, ему понравилось начало рассказа)
Воспитатель открывает вторую картинку.
- Продолжение на следующей картинке.
- Что произошло с котом дальше?
(Он увидел, что на ветку уселись воробьи)
-Почему он обратил внимание на воробьев?
(Они стали о чем то, спорить, стали громко чирикать)
-Какая мысль пришла ему в голову коту?
(Поохотится, поймать воробья)
- Как вы думаете, какое продолжение будет у этой истории?
Воспитатель переворачивает третью картинку.
- Смотрите, что делает Васька?
(Полез на дерево)
-Васька стал подниматься по стволу дерева.
- Как кот поднимается по дереву?
(Тихо, бесшумно, крадучись, мягко, внимательно наблюдая за воробьями, старается, чтобы его не заметили воробьи)
-Почему его не заметили воробьи?
(Продолжали громко спорить и чирикать)
Воспитатель:
-Давайте повторим вторую часть рассказа, отвечайте, поднимая руку (Спрашивает детей по одному)
- Вдруг внимание кота привлекли (воробьи)
- Они сидели на… (ветке) громко… (чирикали (о чем-то спорили)
- Васька решил (поохотится на воробьев)
- Он подошел к дереву и стал бесшумно…. (подниматься по его стволу).
- Воробьи не обращали на него внимания и продолжали… (спорить).
- Васька был уже совсем близко к своей цели.
Воспитатель:
- Хотите узнать, что было дальше? Для этого будем расшифровывать четвертую картинку. Это будет конец нашего рассказа (Обращает внимание на следующий слайд, Незнайка задумчивый)
Переворачивает последнюю картинку.
-Почему охота у Васьки не удалась?
(ветка была тонкая, он хрустнула и сломалась)
- Как рассказ можно закончить?
(Воробьи улетели, Васька упал с дерева)
- Как вы думаете, какие чувства испытывал Васька?
(ему было обидно, досадно, из-за неудачной охоты)
Воспитатель:
-По последней картинке мы расшифровали конец рассказа, давайте его повторим:
- Но тут ветка (Хрустнула, сломалась)
- Воробьи улетели, а кот Васька (полетел вниз и оказался на земле).
- Ему было очень досадно, что он так (неудачно поохотился).
Воспитатель:
-У каждого рассказа есть название, как мы назовем наш рассказ?
(Неудачная охота)
Воспитатель нацеливает детей на то, что они теперь сами будут рассказывать по картинкам, но перед этим отдохнут.
Физкультминутка.
Мы с Незнайкой потянулись.
Раз нагнулись. Два нагнулись.
Три в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, руками помахать.
Шесть на стульчик надо сесть.
Воспитатель подводит итог, еще раз уточняет, что рассказ состоит из трех частей, дети будут выходить и рассказывать по три человека.
Обращает внимание, что перед рассказом нужно сказать, название. Составление рассказов детьми.
Примерный рассказ
Стоял теплый осенний день. После вкусного обеда кот Васька решил выйти из домика погреться на солнышке. Он сел под деревом, и стал чистить шерстку.
Вдруг внимание кота привлекли воробьи. Они сидели на ветке, громко чирикали. Васька решил поохотиться на воробьев. Он подошел к дереву и стал осторожно, бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели.
Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Васька полетел вниз и оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.
Итог занятия.
Воспитатель:
-Кому вы сегодня помогли?
- Что вы сделали для Незнайки?
- А как мы сегодня составляли рассказ?
- Посмотрите, он очень доволен, говорит вам спасибо (На слайде Незнайка машет детям, улыбается)