Ульяна Мялкина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Волшебная страна слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебная страна слов
Образовательные задачи:
- формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).
- Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.
- Упражнять в делении слов на слоги.
- Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
- Упражнять в координации речи с движениями.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Волшебная страна слов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Развивающие задачи : формировать у старших дошкольников представление о понятие «фантазия». Учить фантазировать, развивать образное представление.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательные отношения друг друга, инициативность. Развивать эмоциональную сферу у детей.
Словарная работа : фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее. Облака, небо, голубое. Река: течет, журчит, плывет, шумит. Рыбы: сом, карась, окунь, щука, рыба- молот, дельфин, скат. Улыбка, добрый, нежный, прекрасный.
Форма проведения: игра- путешествие
Материалы и оборудование: солнце, речка, камешки округлой формы, корзина, «волшебный ключик», аудиозаписи: волшебная музыка, звуки реки, песня «облака - белогривые лошадки».
Ход ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ
В группу входит педагог в образе Феи и приглашает детей в путешествие в волшебную Страну слов.
Фея. Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на мое приглашение и пришли ко мне в гости. Я – Фея из страны слов! Пропадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?
Дети. Хотим!
Педагог. Тогда я вам предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?
Ответы детей.
Фея. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что –то выдумываем, представляем, то чего на самом деле нет.
Фея. Итак, в мою волшебную страну мы попадаем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста глаза (звучит волшебная музыка). Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать мою загадку:
Среди поля глубокого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь горит тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались?
Дети. Это – солнце!
Вместе с феей дети, взявшись за руки идут по тропинке и обращают внимание на изображение солнца.
Фея. Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Потяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица. Давайте погладим его.
Массаж лица: личико солнце согрело, потеплело, потеплело.
Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.
Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.
Медленно тянут руки вверх, улыбаются.
Фея. Как можно сказать о солнышке? Какое оно?
Ответы детей.
Фея. Давайте с ним поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Дети встают в круг.
Солнышко, солнышко, погуляй у речки (дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу)
Солнышко, солнышко, разбросай колечки! (быстро сжимают и разжимают кулаки)
Мы колечки соберем, золоченые возьмем. (выполняют хватательные движения с щепотью)
Покатаем, поваляем (круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернем (поднимают руки вверх раздвинув пальцы).
Фея. Молодцы! А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает?
Ответы детей.
Фея. Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите.
(звучит музыка облака белогривые лошадки).
Фея. Как быстро по небу бегут облака. Похоже одно на Конька – горбунка.
Другое распахнуто, словно пальто. А третье похоже не знаю на что.
А вы когда – нибудь видели облака? На что или на кого они были похожи?
Рассказы детей. Фея очень внимательна к детям: улыбкой, поощрительными жестами поддерживает речевую инициативу и речевую самостоятельность детей.
Фея. А вы знаете, что слова можно найти везде?
Я слова найду везде – и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на реке.
Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!
Найдите слова на небе, прохлопывайте их. (солнце, облака). Сколько раз хлопнули? Значит столько и слогов в этих словах! (два, три). Теперь найдите слово на земле и также прохлопайте его (дети выполняют задание).
Какие интересные слова! Скажите что делает река?
Дети. Река течет, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит (за каждое правильное слово Фея дает детям камешки).
Фея. Какие дети у меня молодцы! Много слов назвали. А теперь поиграем с камешками, покатайте их в ладонях (через минуту собирает камушки). Вернем камушки реке и скажем ей за игру спасибо (звучит запись шума реки).
Физкультминутка.
А теперь представьте себе, что мы плывем по теплой речке, тихо плещется речка (дети имитируют движениями рук плавание в воде)
. В небе тучки, как овечки, разбежались, кто куда (выполняют потягивание – рук вверх и в стороны)
Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой (выполняют движение руками, имитируют махи крыльями)
Наконец она садится на корягу под водой (садятся на несколько секунд в глубокий присед)
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем (выполняют ходьбу на месте)
А теперь глубокий вдох – и садимся на песок (садятся на ковер).
Фея. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.
Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?
Дети. В реке могут жить рыбы.
Фея. Ах, дети, дети, у меня случилась беда – мои рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись.
Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать. (фея открывает картинки прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки, дети относят к реке).
Фея. А какие рыбы у нас остались?
Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.
Фея. Почему они не могут жить в реке? (Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане).
Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читаем начало стихотворения, дети договаривают последние слова).
Если это рыбка – у нее (улыбка,
Если это рыбочка – у нее (улыбочка,
Если это рыба – у нее (улыба,
Если это рыбина – у нее (улыбина,
Если это рыбище – у нее (улыбище).
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.
Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.
Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово «Улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок (дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».
Фея. А кузовок –то мой волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки трубочкой, плавно выдыхая через рот.
Фея. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза (под волшебную музыку). Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Где вы были? Что вы узнали нового?
Дети делятся своими впечатлениями.
Фея. Теперь вы знаете друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от «Волшебной Страны слов». Возьмите эти ключи и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете еще очень много новых и добрых слов.
Фея провожает детей и прощается.