Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весна пришла»

Бурлак Вера
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весна пришла»

Тема: весна пришла

Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна».

Задачи: учить знать и называть признаки весны; весенние месяцы; расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование сущ. с прил. ; сущ. с гл. ; подбирать прил. к сущ. ; образовывать форму мн. числа сущ. в Р. П., образовывать сущ. в уменьшительно - ласкательной форме. ; упражнять в подборе антонимов; развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Весна пришла“» размещена в разделах

воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинка «весенняя полянка», солнышко, конверт с заданиями от Буратино, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание пальчиковых упражнений по теме «Весна».

Ход занятия

I. ОРГ. МОМЕНТ. (приглашает детей пройти в центр группы. Дети становятся в круг. В руках красочно оформленное улыбающееся солнышко).

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, как обычно, наш день начинается с улыбки. У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам на занятие? ( дети: солнышко) А какое весной солнышко? ( д: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т. д.)

А вот о чём мы будем говорить на занятии, догадайтесь сами.

(читает отрывок стихотворения А. Горина «Весна»).

Расправляют крылья ветерки и птицы,

Тёплыми лучами манит вышина.

Открывает сказки первые страницы

Добрая волшебница … ( дети договаривают хором: весна).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить? ( д: о весне)

Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…

Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит кто что пожелает.

(передаёт картинку- солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д. Садятся на стульчики).

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

- Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времё н года: весна, осень, зима). Определите на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег… с крыш капают сосульки… прилетели птицы, …дети надели весеннюю одежду и т. д.).

- Молодцы, вы правильно рассказали о признаках весны, и у нас получилась весенняя картина.

Ребята, садимся на стульчики, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне. (Проводится д/игра «Хлопни в ладоши»).

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

( просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).

- На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение. (Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание

и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

- Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку. Закройте глаза.

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

На полянке окажусь.

(Пока у детей закрыты глаза, вывешивает картину, на ней изображена весенняя поляна. Чтобы контролировать очерёдность ответов можно использовать мяч, который передаёт от одного ребёнка к другому). Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась. Опишите её, какая она? Подберите как можно больше слов – признаков.

( д: полянка - весенняя, солнечная, красивая, пёстрая)

А какой вы видите ручеёк? ( Д: быстрый, звонкий, журчащий, весёлый, поющий)

И о весне тоже можно сказать много красивых слов. Какая весна?

( д: весна – ранняя, поздняя, тёплая, долгожданная, солнечная, звонкая, весёлая, цветущая, голосистая…т. д.) А какое весной небо? ( д: небо – голубое, чистое, высокое, дождливое, облачное… т. д).

- Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают)

Весной лёд на реке (тает, трещит, ломается, плывёт)

Весной на проталинах первые цветы (появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет)

- У весны много друзей. Давайте назовём их ласково (называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок)

Встали на ноги

(Далее выполняется дыхательное упражнение «Цветочек»).

Наши алые цветки, распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки, закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головками кочают.

- Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, следит за правильностью вдоха и выдоха).

- Поиграем в игру «Один – много» (называет первое слово, дети образовывают сущ. множ. числа Р. п.)

Весной в лесу много… (туча, облако, дождь, трава, почка, проталина, лужа, скворец, птица, цветы, ручей, капля, месяц).

А сколько на самом деле месяцев у весны? (3 месяца) Давайте их назовём по порядку.

(Дети называют месяцы, вывешивает соответствующие картинки)

Назовите 1-ый месяц весны? 3-ий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? ( д: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Зимой снег белый, а весной… (серый).

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).

Зимой похолодало, а весной… (потеплело).

Весной очень часто идёт дождь. Давайте покажем, как барабанят капельки.

(Проводится упражнение на развитие мелкой моторики «Капля» - на двух ладошках.)

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, а потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскроем,

От дождя себя укроем.

(Дети в соответствии с текстом стучат по столу указательным и средним пальцем на каждый ударный слог, далее изображают «зонтики» из ладошек и поднимают их над головой).

От дождя мы с вами укрылись. Выполним упражнение «Измени по образцу» (образование относительных прилагательных. Логопед даё т пример: весна - весенний, далее дети повторяют по образцу) :

весна – весенний март – мартовский

цветы – цветочный дождь – дождливый

тепло – тёплый трава – травяной

ветер – ветреный весело – весёлый

А теперь, ребята, встаньте и выйдите в центр группы. Я предлагаю вам прогуляться вместе с весной. (Дети повторяют слова и выполняют движения).

К нам весна шагает быстрыми шагами - идут с высоким подниманием колен

И сугробы тают под её ногами – приседают

Чёрные проталины на полях видны – повороты туловища

Видно очень тёплые ноги у весны. – бег на носочках.

(Садятся на стульчики).

- Ребята, я совсем забыла, у меня же есть письмо от Буратино. Давайте посмотрим, что же он нам написал.

Очень интересно, Буратино написал нам рассказ о том, что случилось с ребятами весной.

(читает рассказ «Наступила весна»).

«Наступила весна. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Скоро нам надоело пить сок, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Эх, и здорово было в лесу!». (Далее проводится беседа.)

Правильно ли вели себя ребята в лесу? Чего нельзя делать в лесу? Какой вред они нанесли окружающей среде? Можно ли так поступать? (Ответы детей)

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? (Задаё т вопросы детям: «Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? Оценивает работу детей)

Я предлагаю вам не рвать цветы, как это сделали мальчишки. Давайте мы с вами, наоборот, создадим цветочную полянку. После занятия вам нужно будет раскрасить весенние цветы и создать весеннюю полянку. Я думаю, что она получится замечательной и красивой. (раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают и раскладывают на полу в центре группы, образуя весеннюю, цветочную поляну). Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!»Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!» Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!» Интеграция образовательных областей:.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пришла весна» В : Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним.

Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Весна пришла» Цель: Дать детям представление о времени года «Весна». Задачи: 1. Познакомить детей с изменениями, происходящих весной в природе. 2. Развитие.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Весна пришла»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Весна пришла» ЗАДАЧИ: - Закреплять знания детей о весенних изменениях живой и неживой природы; - Вспомнить названия весенних месяцев, времён года; - Закреплять.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по познанию «Весна пришла» для старшей группыКонспект занятия по познанию «Весна пришла» для старшей группы Цель: развивать умение детей узнавать и называть время года, выделять признаки весны. Задачи: Расширять представления детей, о том какие.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Весна пришла — весне дорогу»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Весна пришла — весне дорогу» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", " Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весна пришла»
Опубликовано: 19 марта 2021 в 12:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весна пришла»» (включая файлы) размещена пользователем Бурлак Вера в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД