Татьяна Каменева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Сказка в гости к нам приходит»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Сказка в гости к нам приходит»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Сказка в гости к нам приходит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- продолжать учить определять тип и вид сказки;
- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;
-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;
-учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.
Развивающие :
-развивать интерес к аппликации, уметь правильно передавать характерные особенности птицы ;- развивать дикцию и фонематическое восприятие;
- развивать у детей память, мышление, внимание.
- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.
- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.
Оборудование:
-Картинки с эпизодами из сказок : «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», «Царевна-лягушка», «Вершки и корешки», мнемотаблица.
- Музыкальное сопровождение.
Словарная работа:
Проговаривание физминутки, пересказ сказок, заучивание стихотворений,
активизировать словарь: хитрая, злая, добрые, хорошие.
Индивидуальная работа
Ход занятия.
Вводная часть
Под весёлую музыку входят дети и встают в полу круг взявшись за руки.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.
Воспитатель: «Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке - заходи.
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди».
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас сколько сказочных героев и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?
Дети: необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
Воспитатель: А на какие типы групп делятся сказки? Дети: Народные и авторские.
Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?
Дети: авторские сказки, написанные автором.
Воспитатель: А что такое народные сказки?
Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать.
Воспитатель: Да сказочные истории дошли и до нас. Они бывают Веселые и грустные, страшные и смешные. Ребята мы с вами на занятии познакомимся с видом русских народных сказок : волшебные, бытовые и детские сказки о животных.
Воспитатель: Первый вид который мы с вами рассмотрим это- сказки о животных они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я буду загадывать загадки а вы будете отгадывать, а на слайде будем проверять правильный ответ загадки. Ну что начнем?
Игра: «Угадай и назови»
Жили-были семь ребятБелых маленьких козлят. Проник обманом серый в дом. Коза потом его нашла,Перехитрить его смогла. И всех детей своих спасла.
(Волк и семеро козлят)
Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать – и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок.
(«Кот, лиса и петух»)
Что за гостья в дом пришла К трём лесным медведям?Там поела, попила,В трёх кроватях поспала,А хозяева вернулись – Еле ноги унесла(«Три медведя»)
Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик —.
(Теремок)
Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и серый волк»)
На болоте оба жили,
Друг к другу свататься ходили,
Но не смогли договориться,
Упрямство свойственно и птицам.
(«Журавль и цапля»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Дети: ЖИВОТНЫЕ,ПТИЦЫ.
Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Какие вы еще знаете сказки о животных?
Дети: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк», «Бобовое зернышко».
А теперь давайте сами построим свой теремок с помощью физ. минутки.
В чистом поле теремокБыл ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)Звери разные там жили,Жили дружно, не тужили (поклон)Там и мышка (руки перед собой на носочках) И лягушка (присели)Зайчик (прыжки)С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)В дружбе знали они толк. (поклон)Но набрел на теремокМишка косолапый (изобразить мишку)Раздавил он теремокСвоей огромной лапой. (кулачок об кулачок)Звери очень испугались,Поскорее разбежались т (бег на месте)А потом собрались сноваЧтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Воспитатель: Ребят а в сказках лиса какая? а волк? медведь? зайчик?
Дети: Лиса хитрая плутовка. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица.
Волк глупый и жадный.
Медведь олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными.
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых.
Только кот и петух выступают в роли положительных героев.
Основная часть.
Воспитатель: теперь познакомимся с таким видом как Бытовые сказки. Они похожи на сказки о животных. Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
Воспитатель: ребята давайте с вами с играем в игру на время, вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки, кто быстрее справится тот и сможет угадать свою сказку, тот и победил ….раз, два, три игру начни!Дети собирают пазл-сказка.
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить,
Дружно, смело и умело,
С вами мы взялись за дело!
Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.
Воспитатель - молодцы ребята, справились и с этим заданием!
Воспитатель: А какой остался последний вид сказки?
Дети: Волшебные сказки
Воспитатель: Правильно. А кто знает почему волшебные?
Дети: в этих сказках волшебство
Воспитатель: так давайте проверим волшебство на сказке «По щучьему велению»
Воспитатель: а давайте вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка подсказка.
По очереди подходят и рассказывают по сказке.
Воспитатель: Правильно. Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.
А теперь давайте немножко отдохнем, проведем физ. Минутку для глаз:
«Смотрят глазки вправо-влево,
Смотрят глазки вверх и вниз.
Отдохнули наши глазки
Смело можем продолжать».
Ну что ребята, продолжаем путешествие по волшебным сказкам?
В волшебных сказка в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.
Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?
Дети: Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем.
Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Терешечка», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.
Проблемная ситуация.
«А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то….».
«А если бы Терешечка не был таким находчивым, то….».
Воспитатель: молодцы мы решили с вами проблемные ситуации.
А теперь давайте мы с вами сыграем в игру: на досках прикреплены герои сказок, к ним вам надо правильно подобрать его незаменимый атрибут.
МОРОЗКО- посох, сундук с подарками; БАБА ЯГА- избушка на курьих ножках, ступа;ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ- огонь, две головы;ЕМЕЛЯ- щука, ведра
Воспитатель: Правильно, ребята, вы справились с заданием!
Воспитатель:
Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же
-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,
- добрыми, как Емеля
- обаятельными, как Чебурашка,
- хозяйственными, как Матроскин,
- трудолюбивыми, как Золушка,
- находчивыми, как Кот в сапогах.