Бединская Наталья Александровна
Конспект занятия по развитию речи «Осень в гости к нам пришла» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Цель: закрепление знаний детей о времени года- осень.
Образовательные задачи:
1. Систематизировать и обобщить знания детей о характерных признаках осени.
2. Закрепить названия осенних месяцев.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Уточнить и закрепить знания о подготовке людей к зиме осенью.
4. Уточнить и закрепить знания о подготовке диких животных к зиме осенью.
Развивающие задачи :
1. Развивать связную речь детей.
2. Продолжать развивать память, мышление через игры.
3. Развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
4. Развивать эмоциональную сферу детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
2. Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы.
Воспитывать коммуникативные способности, способствовать проявлению активности.
Ребята в начале нашего занятия я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику:
Ветер по лесу гулял, ветер листики считал (движения кистями рук из стороны в сторону)
Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с березки золотой
(загибают по очереди пальчики)
Ну, а пятый лист с осинки ветер бросил на тропинку
(потрясти кистями рук).
Молодцы, очень хорошо, а теперь послушайте небольшой рассказ, и скажите о каком времени года пойдет речь.
Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Солнечных дней мало, становится холодно. Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, обувают сапоги и ботинки.
В. Итак, о каком времени идет речь в этом рассказе. (Об осени)
В. Ребята, а давайте закроем глаза и послушаем музыку осени. (прослушивание музыкального фрагмента).
Под музыку входит Осень.
О. Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Я- Волшебница Осень. Я услышала осеннюю мелодию и не могла к вам не заглянуть.
Ребята, со мной случилась неприятная история. Я, забыла, с чего мне начинать мою осеннюю работу. Может, вы мне поможете?
В. Ну что, ребята, поможем Осени?
Лена, прочитай нам, пожалуйста, стихотворение, а ты Осень послушай.
Как хорошо, красиво в октябре
Гуляет осень во дворе.
И застилает золотом дорожки
Все листья в золоте и мы с тобой немножко.
Ос. А каким это золотом я должна застилать дорожки? (листьями)
Ребята,так ведь я забыла названия листьев. У меня здесь полная корзинка листьев, а я совсем не помню с каких они деревьев.
Давайте, я буду вам их показывать, а вы говорить мне с какого они дерева.
Проводится игра «детки с ветки».
(С дуба- дубовый, с клена- кленовый, с березы- березовый и др.)
В. Ребята, а как называются осенние месяцы? Давайте напомним Осени.
Ос. А,я помню названия осенних месяцев – Октябрь, ноябрь, март
(дети исправляют ошибки Осени).
Ос. А еще я помню, что осенью солнце припекает, а трава зеленеет.
Дети осенью загорают и купаются
Люди носят сарафаны и шорты
В. Молодцы, ребята, исправили все ошибки Осени.
В. А как в народе называют осенние месяцы?
(сентябрь- рябинник, октябрь- листопадник, грязник, ноябрь- предзимье).
Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло много пословиц, примет, поговорок. По ним люди определяли,какая будет осень.
Расскажите какие пословицы и поговорки об осени вы знаете.
Дети рассказывают.
В. А теперь Осень я предлагаю поиграть с ребятами.
Осень бросает детям мяч, а они называют по одному осеннему признаку : холодная, дождливая, сырая, ранняя, золотая и т. д.).
А еще давайте попробуем назвать родственные слова к таким как:
Осень- осенняя- осенины;
Лист- листочек-листопад-листики;
Ветер- ветерок- ветренный;
В. Дети, а что делают люди в садах и огородах осенью?
Как называется урожай собранный в огороде? (овощи)
Как называется урожай собранный в саду? (фрукты)
Какие овощи собирают в саду? Какие фрукты собирают в саду?
А, что можно приготовит из фруктов и ягод?
Проводится игра «Назови варенье».
(Осень показывает картинки, а дети называют варенье, которое получится,
Из малины- малиновое, из клубники- клубничное, из смородины- смородиновое и. т. д.)
Физминутка с Осенью :
Я листья на руки возьму
Им колыбельную спою,
А может лучше поиграть
Ну, что с чего начать?
Сейчас я буду мышкой
И побегу по листикам вприпрыжку
Ш-ш-ш-ш-ш-(останавливаются и поизносят звук ш)
Тише мышка не шурши (знак предупреждения)
Ходит рядом с нами кошка (имитируют движение кошки)
Попадешь ей в лапы крошка. (мышка прячется).
В. В осеннем лесу очень тихо. И только слышатся голоса улетающих птиц.
Давайте послушаем их. (запись голосов птиц).
Ребята, а куда улетают птицы? (на юг)
А почему они улетают? (мало пищи, холодно)
А как называют птиц улетающих в теплые края (перелетные)
А как называют тех, которые остаются? (зимующие).
Проводится игра «птицы»
Какие из этих птиц улетают первыми, а какие последними и почему?
Попрощаемся с ними и скажем им спасибо и до свидания за красивые песни, за то, что защищали наши сады и леса от вредителей.
В. Дикие животные тоже без дела не сидят. Как они готовятся к зиме?
Показ картинок.
Белка сушит грибы, утепляет свое гнездо.
Заяц меняет свою шубку с серой на белую.
Медведь нагуливает жир и выбирает удобную, просторную берлогу.
Лиса не спит зимой, а мышкует, не прочь она и зайчиком полакомиться.
Волка ноги кормят они с лисой всю зиму охотятся.
Все приготовились к зиме и в лесу становится тихо и пустынно.
А теперь обобщим все что мы узнали сегодня и составим рассказ по схемам.
Осень благодарит ребят за то, что помогли ей вспомнить ее работу и дарит им яблоки.
Прощается и уходит.