МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем»

Оксана Сапожникова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

на тему «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем»

(«Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация»)

Составила и провела

Сапожникова О. В.

Программные задачи

Продолжать учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных, совершенствовать умение описывать предмет с помощью схемы-алгоритма, формировать понятие о многозначности слов.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему „Рассказывание по картине „Ежи“ с использованием опорных схем“» размещена в разделах

Развивать связную речь, мышление, память

Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, стремление помочь

Материал: герой – Бычок; картина «Ежи»; проектор и экран для демонстрации схем-алгоритмов для составления рассказов и картинок, с помощь которых объясняется многозначность слова «иголка»; мешочки с предметами (яблоко, мяч, морковка, пирамидка)

Предварительная работа

Составление рассказов с помощью схем-алгоритмов

Заучивание стихотворения А. Воронько «Встретил ежика бычок»

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Просмотр видеороликов и беседы о жизни ежей в природе,

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в группу, садятся на свои места

2. Сюрпризный момент

Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает, заходит бычок, плачет, ревет:

- Ой-ёй-ёй, болит!

- Бычок, что случилось?

- Язык болит!

- Ай-яй-яй! Ты, наверное, поранился, когда жесткое сено жевал?

- Да нет, я укололся!

- А чем ты укололся?

- Не знаю!

3. Работа над многозначностью слова «иголка»

- Ребята, как вы думаете, чем мог уколоться бычок (чем-то острым, иголкой)

- А какие бывают иголки?

- Швейные…

- Бычок, ты что-то шил и укололся швейной иголкой?

- Нет!

- Медицинские…

- Тебе прививку от гриппа сделали в язык?

- Да нет!

- Еловые, сосновые…

- Ты еловую веточку пожевать пытался?

- Нет!

- Может, ты чертил циркулем или ел кактус?

- Да нет же! Гулял я однажды по лугу, травку щипал. Гляжу, лежит на тропинке маленький, колючий шарик. Решил я с ним поиграть, лизнул его и укололся.

- Ребята, вы догадались, что за шарик это был? (Ежик)

Бычок, а мы с ребятами знаем стихотворение про этот случай, оно так и называется «Встретил ежика бычок» Хочешь послушать?

Дети читают стихотворение А. Воронько «Встретил ежика бычок»

- Почему же нельзя трогать ежа и тем более, лизать его? (Он колючий, покрыт иголками)

- А иголки, как мы выяснили, бывают разные. (Воспитатель включает проектор, на экране появляются предметные картинки с разными видами иголок.)

- Давайте составим предложения со словом «иголка»

(4-5 ответов)

- Ребята, а чем похожи все иголки? (Они длинные, тонкие, острые)

- Бычок, ты понял, почему нельзя было ежика лизать?

- Понял, понял! Он покрыт иголками, и, поэтому, очень колючий. Вот только, кроме того, что он колючий, я совсем ничего про ежа не знаю. Может, вы мне что-нибудь расскажете?

4. Составление рассказа по схеме-алгоритму

- Конечно, расскажем. А чтобы рассказ получился более интересным и полным, нам помогут наши схемы-подсказки.

(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы для составления описательного рассказа о животном)

Дети продумывают свой рассказ, затем заслушивается 2-3 рассказа о еже.

- Молодцы, очень хорошие и полные рассказы составили. Я думаю, что и у других детей рассказы не хуже, но, к сожалению, все мы послушать сейчас не можем. Вы расскажете мне их попозже.

5. Физкультминутка

- Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят

6. Работа над составлением рассказа по картине.

- Бычок, а хочешь узнать побольше о жизни ежей?

-Конечно, хочу!

- В таком случае, предлагаю нам всем вместе рассмотреть вот эту картину.

Воспитатель выставляет картину «Ежи»

- Кто нарисован на картине? (На картине нарисована семья ежей)

- Где живут эти ежи? (Ежи живут в лесу)

- А что находится рядом с их гнездом (Рядом с их гнездом стоит старый пень и протекает ручеек)

- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Лето) Почему? (Вокруг зеленая трава, зеленые листья на кустах и деревьях, поспела земляника, ползает много жуков.)

- Что делают ежата? Ежиха? (Один ежонок пьет воду из ручейка. Второй ежонок поймал червяка, жука, божью коровку и думает, что ему съесть сначала. А третий ежонок встретил лягушку и решил с ней поиграть. Ежиха внимательно следит за своими детенышами. В случае опасности она предупредит ежат и все они свернутся в колючие шарики)

- А теперь давайте составим рассказ по этой картине командой. Первый начнет рассказ, он опишет уголок леса, нарисованный на этой картине, где живут наши ежи. Второй рассказчик продолжит и опишет ежа. А третий ребенок расскажет о том, что делают ежата и ежиха на картине и закончит рассказ.

(Заслушать 2-3 рассказа)

- Ребята, какой рассказ вам больше понравился? Почему? (Рассказ интересный, короткий, законченный)

- А тебе, Бычок, понравился наш рассказ?

Бычок благодарит детей за интересный рассказ, прощается, уходит.

7. Д\и «Угадай по описанию»

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в еще одну игру. У меня на столе стоят чудесные мешочки. В каждом лежит какой-то предмет. Водящий должен описать этот предмет, не называя его, а все остальные дети должны узнать по описанию и назвать предмет. А описать предмет помогут вам наши схемы-подсказки.

(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы рассказов об игрушках и фруктах-овощах)

8. Итог

- Ребята, вам понравилось наше занятие? А чем вам понравилось заниматься больше всего? Что нового вы сегодня узнали?

- Я думаю, ваши знания обязательно пригодятся вам в будущем. А еще я очень рада, что мы с вами смогли помочь Бычку узнать много нового о ежах. Надеюсь, теперь он будет осторожнее, и больше с ним такой неприятности не случится.

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем»
Опубликовано: 5 ноября 2013 в 21:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Сапожникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД