Алсу Худайбердина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дом, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
3. Учить внимательно, целенаправленно и последовательно образцы жилых зданий, представленных в картинном виде;
4. Учить узнавать жилища в их графическом изображении;
5. Учить способам обследования осязаемых поверхностей с помощью тактильно-двигательных действий;
Коррекционно-развивающие задачи :
1. Развивать память, мышление;
2. Развивать любознательность, самостоятельность;
3. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Дом, в котором я живу“» размещена в разделах
4. Активизировать зрительные функции аккомодации, фиксации взора;
5. Развивать моторику рук.
Коррекционно-воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к миру людей;
2. Вызвать эмоциональный отклик в ходе занятия;
Речевые задачи:
1. Учить поддерживать беседу, отвечать на поставленные вопросы;
2. Пополнить словарный запас;
Методы и приемы:
1. Словесно-иллюстративный метод;
2. Активизация имеющихся знаний;
3. Побуждающие вопросы;
4. Практические задания;
Оборудование:
1. Иллюстрации;
2. Материал для ниткографии;
3. Д/и «Найди свой дом» (картинка, контур, силуэт);
4. Кусочек кирпичика, веточки, солома;
План занятия :
1. Вход в занятие – стихотворение;
2. Работа с картинками;
3. Беседа;
4. Загадки;
5. Д/и «Доскажи словечко»;
6. Физминутка «Дом»;
7. Д/и «Найди свой дом» (картинка, контур, силуэт);
8. Пальчиковая гимнастика;
9. Ниткография «Картинка из сказки»;
10. Рефлексия.
Ход занятия:
Когда-то люди жили
Без крыши над головой.
Защитой скалы были
И леса кров живой.
Дефектолог: Как вы думаете, где могли жить древние люди?
Ответы детей: Дети называют виды древних жилищ (в пещере, шалаше, юрте, чуме и т. д.).
Дефектолог: Давайте рассмотрим, как выглядят жилища разных народов.
Работа с картинками, выкладывание на магнитную доску.
В каких домах живут люди сейчас в городе? В деревне? Из чего люди строят дома?
Ответы детей: Из кирпича, дерева.
Дефектолог: Но люди живут не только в кирпичных и деревянных домах. Они строят дома из камней, глины. А на этих картинках вы видите, что люди, которые живут в теплых странах, у моря, могут жить на лодках, больших палатках. Ещё есть дома - автомобили для людей любящих путешествовать.
Беседа сопровождается показом иллюстраций.
Все дома имеют общие части. Как вы думаете, какие? Сейчас я предложу вам отгадать загадки, договорить нужные слова и вы сразу догадаетесь, что общее у всех домов.
Загадки:
Ходит взад и вперед,
Никогда не устает.
Никого не обижает,
А все её толкают. (дверь)
Не на полу,
Не на потолке-
И в дом глядит,
И на улицу. (окно)
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Шум какой-то со двора
Все доносится с утра.
Глянем, что произошло
Мы в открытое…. (окно)
Чтобы тихо было в доме,
Мы все в комнаты заходим.
Чтобы в тишину успеть,
За собой закроем… (дверь)
Мы ремонтом занимались,
Доски укрепить старались.
Как уютны и теплы
Деревянные… (полы).
Стала комната светлее,
Колдовали мы над ней.
Мел купили, взяли кисть,
Побелили… (потолки).
Чтобы комнаты уютней были,
В них многое переменили.
Для очень важной перемены
Обои клеили на (стены).
Дефектолог: В сказках тоже встречаются дома? Как часто называют дом в сказках?
Ответы детей: Избушка.
Дефектолог: Давайте вспомним сказки, в которых говорится о домах.
Ответы детей: «Теремок», «Заячья избушка», «Три поросенка».
Дефектолог: Из каких материалов были построены дома у героев сказки?
Ответы детей: Из соломы, веточек, кирпичей, льда, луба.
Дефектолог: Из чего были построены дома поросят в сказке «Три поросенка»?
Ответы детей: Из соломы, веточек, кирпичей.
Дефектолог: Все избушки поросят были крепкими?
Ответы детей.
Дефектолог: Давайте мы сейчас обследуем солому, веточку, кирпичик и узнаем, почему так быстро разрушились дома Ниф-Нифа и Нуф – Нуфа, дом Наф-Нафа выстоял.
Тактильное обследование, описание материалов.
Дефектолог: Какой материал самый прочный? Какой материал самый легкий?
Какой материал самый тяжелый?
Выводы детей.
Дефектолог: Кирпич оказался самым тяжелым, прочным материалом. Поэтому волк и не смог справиться с домиком Наф-Нафа.
Физминутка «Дом»
Раз, два, три, четыре, пять. прыжки на месте
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. встают на носочки и тянутся руками вверх
Окна ставим, крышу кроем. показать руками окно, крышу - сомкнуть
руки над головой
Вот какой красивый дом! указательным жестом вытягивают руки
вперед
Будет жить в нем старый гном.
Дефектолог: А сейчас я предлагаю вам поиграть в настольную игру «Найди свой домик».
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи, все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.
Дефектолог: В сказке «Колобок» тоже упоминается избушка. Откуда укатился Колобок? С окошка.
Я предлагаю вам выложить из ниток картинку из сказки «Колобок». Какие цвета ниток мы будем использовать?
Ответы детей.
Дефектолог: Давайте наметим план работы? Сначала мы выложим домик, затем окошко, дорожку. На дорожке мы сделаем Колобка. Если останется время, мы посадим дерево у дороги.
Самостоятельная работа детей.
Рефлексия.
Итог: Сложный путь прошли люди, прежде чем научились строить уютные, оснащенные необходимым оборудованием дома. Дом – эти необходимость. Дом – это радость. Чтобы радовало нас жильё, мы должны его беречь.
Выложите картинки так, чтобы они отражали историю развития жилища человека (поочередно).
Молодцы!