Татьяна Серова
«Путешествие муравья». Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в средней группе
Тема : «Насекомые»
«Путешествие муравья»
Цель:1. Задачи на развитие познавательных способностей; обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера); упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела); уточнить представления о пользе насекомых.
Публикация «„Путешествие муравья“, Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
2. Задачи на развитие связной речи : формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы,развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
3. воспитательные задачи: формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Материал к занятию : «Смехотрон», модель муравья, запись «Голоса птиц», картинки из серии «Насекомые», игрушки (паук, муравей, разрезные картинки «муравей», разноцветные клубочки с вплетенными в них палочками, перьями, бумажками, «сеть»-паутинка, набор палочек (спичек, веточек) для изготовления муравейника.
Предварительная работа: Чтение произведений о насекомых, наблюдение в природе за муравейником, заучивание пальчиковой гимнастики.
Ход занятия.
Дети произвольно сидят на ковре.
-Дети, поиграем в игру «Пора вставать»
Посмотрите на меня:
Мои детки-2 раза
Мои детки крепко спят
Мои детки-2р. потихонечку сопят.
Вот так (дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом, выдох ртом, хо-о-2-3 раза.)
Мои детки-2 раза.
Просыпаться не хотят!
Солнце встало! Хватит спать!
Хватит спать, пора вставать!
(дети «просыпаются» и встав на носки, подняв руки вверх, -делают вдох, выдох).
Проснулись! Улыбнулись! Доброе утро!
(дети отвечают словами, улыбками)
Ребенок читает стих. Н. Красильникова
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться : «Доброе утро!»
Доброе утро!- солнцу и птицам,
Доброе утро! Улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
-дети, рассаживайтесь поудобнее.
Воспитатель:-Расскажу я вам, ребята, интересную историю. Когда я была такой-же как вы, мы гуляли в лесу с папой и увидели муравейник. Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравьишку с листочка березы и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть каким он был?
Дидактическая игра «Собери картинку из частей»
(каждый ребенок собирает картинку «Муравей» из отдельных частей).
Восп. - хотелось бы вам вернуть муравья в его дом и понаблюдать за его путешествием?
Давайте сложим ваши работы в наш волшебный «Смехотрон» и посмотрим, какой муравей у нас получится. Закройте глаза, вспомните что-нибудь очень веселое, доброе и громко засмейтесь!
(дети выполняют)
(воспитатель достает из «смехотрона» игрушечного муравья с множеством разноцветных точек на брюшке).
Восп. - Как мы назовем нашего нового друга (ответы детей, выбираем имя, договариваемся назвать муравья «Разноцветные Точки»
Восп. Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку, болото. Отправимся в путь, а муравья понесем по очереди. (под веселую музыку дети шагают по тропинке к речке.)
Восп. А вот и речка, но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег?
( Ответы детей: - посадим на деревянную дощечку, веточку и будем толкать ее по воде перед собой; посадим на листик и все вместе будем дуть, он и переплывет; накидаем много камушков и сделаем из них дорогу через речку, сделаем мостик и т. д.)
Физминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, Два, Три, Четыре. Вот как славно освежились,
А теперь поплыли дружно:
(дети имитируют, как они переплывают через речку.)
Вышли на берег крутой
Отведем муравьишку домой!
Восп. А вот и лужайка! На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Можно наступать на цветы? Соберем букет? Можно рвать цветы? (ответы детей). Угадайте, кого можно здесь увидеть? (Дети отгадывают загадку, восп. выставляет)
Шевелились у цветка
Все 4 лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у морошки,
Ножки – у блошки.
(Кузнечик)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит – стрекочет.
(Стрекоза)
Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз
(Муравей)
Разбойник садовый,
Поясок медовый
(Шмель)
Скачет зверобушка,
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар, и мушка
(Лягушка)
Восп. Кто лишний? Почему?
(Воспитатель обращает внимание детей на выставленные картинки (бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, шмель, лягушка, паук).
Дети. Это лягушка. Лягушка – животное. Она проводит часть жизни в воде, а часть – на суше.
Восп. На земле великое множество насекомых (1 миллион 500 тысяч видов). На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» от слова «насекать». У насекомых 3 части тела и 6 ног. Насекомые – это обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых… Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие – один день.
Этюд «Божья коровка».
Восп. Представьте себе, что к вам на руку сел хороший жучок. Голова - черная, крылья – красные, на крыльях - точки – пятнышки. Да и жив ли он? Жив. Только прикинулся мертвым: сложил свои 6 ножек, спрятал усики и ждет, чтобы его отпустили. Кто это?
Дети: Божья коровка.
Восп. Покажите, как она ползет, щекочет своими лапками вашу руку, ползет по ладони, вдоль руки, переползает на другую руку. Хоп. Вот и улетела!
Поиграем в игру: «Кого не стало?»
(дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Дети угадывают.)
Восп. Погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья… (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладони,- одна, указательным и большим – две и т. д., пятью – дождь, стучим пальчиками о пол)Все насекомые пропали. Кого не стало?
Дети. Не стало бабочки, стрекозы, кузнечика, муравья…
Восп. Наш муравьишка, пока мы играли, попал в паучью сеть. Как его освободить и ничуть не навредить? (Ответы детей)
Восп. Давайте паучка вежливо попросим. (Дети просят).
Паук. Распутайте мою паутину, смотайте ее, тогда я муравьишку и отпущу.
Пальчиковая гимнастика «Ловкие пальчики».
(дети разматывают клубки, в которые вставлены палочки, перья, бумажки и прочее, и сматывают в красивые клубочки. Отдают клубочки, и он освобождает муравья.)
Восп. Пойдемте дальше. А вот и болото. Наш муравьишка - маленький, легкий, он запросто болото переползет, а как же нам через него перебраться и не завязнуть? (высказывания детей)
(Дети решают перепрыгивать болото по кочкам.)
На болоте нет дорог
Мы по кочкам – скок да скок.
Восп. Идем дальше. И вот мы с вами перешли лес (звучит фонограмма «Голоса птиц»)
А вот и домик – муравейник, но его кто-то сломал!
(Находим веточки, спички, палочки)
Восп. Нужно скорее построить новый домик для муравьишки и его друзей. (Дети строят домик.) Как вы думаете, доброе дело мы с вами сделали? (Высказывания детей)
«Чем больше в мире доброты,
Тем счастливее я и ты.»
За вашу активность, внимательность, находчивость я дарю вам от моего доброго, нежного сердца небольшие сердечки.