Саида Азизова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Хитрая лиса, где ты?»
Занятие в средней группе по развитию речи
«Хитрая лиса, где ты?»
Цель
Расширить и уточнить представления детей о хищных животных (лисице, ее внешнем виде и образе жизни.
Задачи:
1. Уточнить и расширить словарь по теме «Дикие животные».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Хитрая лиса, где ты?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами во множественном числе, притяжательных прилагательных от названий животных, согласование существительных с прилагательными;
упражнять в подборе родственных слов).
3. Упражнять детей в умении составлять предложение по картинке
4. Развивать связную речь, умение координировать речь с движением, подражательность.
5. Воспитывать любознательность, желание прийти на помощь.
Индивидуальная работа:
• Лера С. образование притяжательных прилагательных;
• Никита О. подбор родственных слов к слову «Лиса».
Оборудование:
Демонстрационное панно «Где, чьи следы», плоскостной домик лисы, игрушки: петушок, лиса.
Ход занятия.
Звучит музыка: «В гости к нам пришли». Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит. – Нас приглашают в гости в сказку. Для того, чтобы узнать что это за сказка вы должны отгадать загадку.
Кукарекает с утра
Хватит спать, вставать пора.
Шпоры, красный гребешок,
Что за птица? (Петушок)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Сегодня нам почтальон принёс письмо. Давайте посмотрим, что за письмо (вскрывает письмо). Тут книжка «Кот, лиса и петух». Посмотрите, дети на картинке петуха белое пятно, кто скажет кто пропал из сказки? (ответы детей). Правильно, петух из сказки куда – то исчез. Как вы думаете, куда он мог деться? Может лиса утащила петуха.
Ответы детей.
Воспитатель. Согласно с вами. Скорее всего, в этом виновата лиса. Ребята, нам надо спасти петуха, а чтобы спасти петуха нам надо узнать лису получше: какая она? Где живёт?
(воспитатель выставляет картинку «Лиса с лисятами»)
Воспитатель. Но чтобы найти лису мы должны составить словесный портрет. Узнать где она живет, найти ее домик и освободить петушка. Садитесь. Ребята, а кто такие хищники и каких хищников вы знаете: лиса… Как лиса выглядит? Где живёт лиса? Как называется детёныш лисы? Что любит кушать лиса?
Ответы детей.
1. Это лиса. 2. Лиса рыжего цвета.
3. Лиса живет в лису, в норе. Лиса дикое животное.
4. У лисы длинный нос, маленькие, острые ушки, длинный, пушистый хвост и т. д.
5. Лиса охотится на мышей, зайцев, питается мясом.
6. У лисы есть враги – волк, медведь. 7. Лиса сказочный герой.
8. Весной у лисы появляются лисята.
Воспитатель. Нельзя бросать друга в беде. Ребята! Вы согласны отправиться на поиски петушка?
Да.
Воспитатель. (воспитатель предлагает подойти к планшету и рассмотреть «Где, чей след?»).
Ребята нам нужна помощь, я предлагаю вам рассмотреть следы диких животных и узнаем чей это след. Давайте поищем, не осталось ли здесь следов петушка, петушиное перо ( воспитатель ставит картинку с изображениями следов зверей: кабана, птиц, медведя и лисы).
Просит по очереди показать диких животных и следы которые они оставили, называя где чей след – лисий, медвежий. Обращают внимание на то, что некоторые следы похожи, но отличаются по размеру: волчий и лисий.
Ответы детей.
(воспитатель ставит картину с дикими животными).
Воспитатель. Каких диких животных вы знаете? Как кричит ёж, волк, медведь и т. д.? (упражнять детей в подражании - ф, - у, - р)
Воспитатель. Молодцы! Теперь пора выручать петушка! Птичка - синичка рассказала мне как домик лисы найти.
(встаньте спиной к окну, слушайте волшебные слова «Вокруг себя повернись и в лесу очутись» закройте глаза, откройте глаза, не поворачивая головы, посмотрите направо и т. п).
Обнаруживают следы неизвестного зверя. Дети пытаются догадаться, кто это.
Приходят к выводу, что лиси следы.
Дети выполняют гимнастику для глаз.
Вот мы и в лесу вижу я полянку а на полянке, дикие животные, пойдемте подойдем поближе и посмотрим нет ли там лисы вставайте в круг мы поиграем в игру «Звери шли на водопой».
А сейчас вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись,
«Звери шли на водопой»
Как-то раз лесной тропой (идут по кругу друг за
Звери шли на водопой друг за другом)
За мамой медведицей шли? (медвежата) (идут в перевалку)
За мамой лисицей крались Кто? (лисята) (крадутся, на носочках)
За мамой ежихой катились Кто? (ежата) (двигаются в полуприседе)
За мамою белкой скакали Кто? (бельчата) (прыгают)
За мамой зайчихой - косые Кто? (зайчата (прыгают, сделав ушки из ладоней)
Волчица вела за собою Кого? (волчат) (крадутся большими шагами)
Все – мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, встать на четвереньки)
Вокруг себя повернитесь и в детишек превратитесь.
Вот мы и пришли к домику лисы. Только тихо! Подойдем поближе. Присядьте. Лисичка хитра, а мы хитрее. Выманим ее из домика и освободим петушка.
Давайте позовем ее: «Лисичка, выходи!»
Лиса. Кто там? Что вы хотите?
Дети. Это мы. Отдай нам петушка!
Лиса. Как это вы меня нашли?
Воспитатель. Мы узнали, как ты выглядишь, и нашли тебя по твоим следам.
Лиса. Ах! Я так торопилась, что забыла свои следы хвостом замести!
Дети. Лиса отдай нам петушка. Мы знаем он у тебя.
Лиса. Хорошо, хорошо, отдам, только назовите ласково мое имя.
Дети. (лисонька, лисичка, лиска, лис, лисята, лисица, лисенок).
Бери своего петушка, но только не рассказывайте никому, где мой домик- норка.
Воспитатель. Молодцы ребята, и лису нашли и петушка освободили.
Пора возвращаться в д/с.
На одной ножке покрутись,
В детский садик возвратись!
Воспитатель: ребята, теперь мы нашли петушка. Давайте оторвём белое пятно из книжки.