Наталья Гринченко
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сказка в гости к нам приходит»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 69»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Сказка в гости к нам приходит"
Воспитатель:Гринченко Наталья Анатольевна
Новосибирск 2020 год
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Сказка в гости к нам приходит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы.
2. Задачи:
Образовательные:
-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- продолжать учить определять тип и вид сказки;
- продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;
- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;
-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;
-учить подбирать слова- антонимы, определяющие героев.
Развивающие :
-развивать интерес к аппликации, уметь правильно передавать характерные особенности птицы;
- развивать дикцию и фонематическое восприятие;
- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.
- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.
- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом
3. Тип занятия.
Занятие на повторение пройденного материала
4. Форма занятия.
Интегрированное занятие
5. Продолжительность.
30 минут
6. Участники.
7. Возраст обучающихся. 6-7 лет
8. Оборудование и материалы.
1. Презентация "Мир сказок",
2. Картинки с эпизодами из сказок : «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», «Царевна-лягушка», «Вершки и корешки».
3. Музыкальное сопровождение.
9. Предварительная подготовка.
Чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц.
10. Методы и приёмы работы с детьми.
Информационно-рецептивный, словесный, мотивационный, игровой.
11. Структура занятия.
Этап занятия Содержание Время
1. Разминка «Доброе утро!»
2. Беседа с детьми, на какие типы групп делятся сказки
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
5 минут
Основная часть
1. Просмотр презентации «Мир сказок»
2. Просмотр картинок с эпизодами из сказок.
3. Физкультминутка «Колобок»
4. Игра «Составьте из пазлов сказку»
5. Проведение гимнастики для глаз «Теремок»
6. Решение проблемных ситуаций.
20 минут
Заключительная часть Подведение итогов.
5 минут
12. Ход занятия.
Вводная часть
Под весёлую музыку дети входят в зал, встают в полукруг, взявшись за руки.
Разминка «Доброе утро!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.
Воспитатель:
«Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке - заходи.
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди».
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас, сколько сказочных героев, и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?
Дети: Необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
Воспитатель: А на какие типы групп делятся сказки?
Дети: Народные и авторские.
Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?
Дети: авторские сказки, написанные автором.
Воспитатель: А что такое народные сказки?
Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать.
Воспитатель: Да, сказочные истории дошли и до нас. Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные. Ребята, мы с вами на занятии познакомимся с видами русских народных сказок : волшебными, бытовыми и детскими сказками о животных.
Основная часть.
Презентация «Мир сказок»
Воспитатель: Первый вид, который мы с вами рассмотрим - это сказки о животных, они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я загадаю вам загадки, а вы отгадывайте, а на слайде будет правильный ответ. Ну что начнем?
Дидактическая игра: «Угадай и назови»
1. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый, в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
(«Волк и семеро козлят»)
2. Эта рыжая плутовка, Обманула меня ловко. Хвать – и кинула в мешок. Хорошо, что спас дружок.
(«Кот, лиса и петух»)
3. Что за гостья в дом пришла,
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(«Три медведя»)
4. Что за домик на опушке, Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху? Дом с трубою наверху, Из трубы идёт дымок.
Этот домик —.
(«Теремок»)
5. Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и серый волк»)
6. На болоте оба жили,
Друг к другу свататься ходили,
Но не смогли договориться,
Упрямство свойственно и птицам.
(«Журавль и цапля»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Дети: Животные и птицы.
Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Какие вы еще знаете сказки?
Дети: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк», «Бобовое зернышко».
Хотите пройти по следам колобка?
Физкультминутка «Колобок»
Кто там катится в дали, Без тропинок, без дорог? (руки козырьком к глазам, повороты туловища влево - вправо.)
Ты зачем на край земли, разбежался, Колобок? (Наклоны вперёд, руки на поясе.)
Колобок, Колобок,
Ну, куда же ты, дружок? Ну, какой тебе прок, Убегать за порог? (Хлопки в ладоши.)
- Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Не попался на зубок, Вот какой я Колобок! (Приседания.)
На пригорок, на горбок, Через поле и лесок, Полечу я Колобок. Жаль, что я не голубок! (Прыжки на месте.)
Снова мчался Колобок,
Улыбался Колобок.
С кем встречался Колобок.
Похвалялся Колобок. (Бег на месте.)
Он и волку и лисе, Всё хвалился и хвалился… (Присели.)
Ну, а дальше знают все, До чего он докатился! (Резко встали, руки вверх.)
Воспитатель: Ребята, а в сказках лиса какая? а волк? медведь? заяц?
Дети: Лиса - хитрая плутовка. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица. Волк глупый и жадный. Медведь олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Только кот и петух выступают в роли положительных героев.
Воспитатель: А ещё есть бытовые сказки. Они похожи на сказки о животных.
Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам посоревноваться. Это буде игра на время. Вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки. Кто быстрее справится, тот сможет угадать свою сказку, та команда и победит. Раз, два, три - игру начни!
Дети собирают пазл - сказку.
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить, Дружно, смело и умело,
С вами мы взялись за дело!
Воспитатель Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.
Воспитатель: О каких сказках мы ещё не говорили?
Дети: О волшебных сказках.
Воспитатель: Правильно. А кто знает, почему сказки волшебные?
Дети: В этих сказках волшебство.
Воспитатель: Так давайте проверим волшебство на сказке «По щучьему велению»
Воспитатель: Вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка -подсказка.
(По желанию дети подходят и рассказывают по иллюстрациям.)
Воспитатель: Правильно. Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.
Наши глаза устали, хотят отдохнуть
Гимнастика для глаз: «Теремок»
Терем-терем-теремок (движение глазами вправо-влево)
Он не низок, не высок (движение глазами вверх-вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит (моргают глазами).
Ну что ребята, продолжаем путешествие по волшебным сказкам?
В волшебных сказках в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи, наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.
Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?
Дети: Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем.
Воспитатель: Ребята, чему сказки учат? Правильно, смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Терёшечка», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.
Проблемная ситуация.
• «А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то….».
• «А если бы Терёшечка не был таким находчивым, то….».
Заключительная часть.
Вот мы и побывали с вами в стране сказок.
Рефлексия:
-Ребята, с какими видами сказок мы сегодня познакомились?
-Чему учат сказки?
-На каких героев сказок вы хотели бы быть похожими?
-Интересно вам было путешествовать по сказкам?
-А что было самое интересное?
-А в чем-то вы испытывали затруднения?
Воспитатель:
Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же
-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,
- добрыми, как Емеля,
- обаятельными, как Чебурашка,
- хозяйственными, как Матроскин,
- трудолюбивыми, как Золушка,
- находчивыми, как Кот в сапогах.
12. Литература
1. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений (средняя, старшая, подготовительная группы).-М. :ВАКО,2005.-176с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду : Старшая группа- М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2016.-144с.
3. Интернет ресурсы:
https://yandex.ru/images/
https://yandex.ru/clck/jsredir/
4. О. С Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет. М, Т. Ц. «Сфера»,