надежда цыганкова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамматики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Путешествие в страну Грамматики»
Воспитатель – Цыганкова Надежда Николаевна
МКДОУ № 430
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в страну Грамматики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Задачи:
1. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
2. Закрепить и обобщить знание детей об антонимах.
3. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
4. Создавать положительный эмоциональный фон. Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее. Материалы и оборудование: Видео полета воздушного шара, аудиозапись муз. воспроизведение песни «От улыбки»
Ход занятия:
• Организационный момент.
Дети встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие:
Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Молодцы! Вы дружные ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие.
Ребята вы любите путешествовать?
Дети: Любим!
Воспитатель: - А куда бы вам хотелось отправиться? Ответы детей
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в страну «Грамматики». В этой стране все жители говорят правильно и грамотно, и у них красивая речь.
Воспитатель: Скажите, а для чего нам нужна речь? Из чего состоит наша речь? (ответ детей).
-Правильно, наша речь состоит из предложений.
-А из чего состоит предложение? (из слов).
Послушайте предложение. - Солнце светит ярко.
- Сколько в нем слов?
- Какое первое?
- Какое последнее?
Воспитатель : Ребята, давайте из слов составим предложение.
Упражнение «Составь правильно предложение».
1. Шофера, у, кепка, кожаная.
2. На, каша, стоит, столе.
Воспитатель: Молодцы! Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом.
Основная часть
Воспитатель :- Итак, отправляемся в страну «Грамматики». А полетим мы с вами на воздушном шаре (видео). Вот он какой, посмотрите на экран. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха. Открываем глазки и повторяем за мной:
-Чу – Чу – Чу – на шаре я лечу.
- О – О - О – далеко.
- Ша – Ша - Ша – погода хороша.
- Ты – Ты – Ты – видно с высоты.
Воспитатель: — Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок».
(Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их).
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
- Замок мы открыли, молодцы! Ой, ребята, а здесь письмо!
Воспитатель читает : «Дорогие, любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну : Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать нам нашу страну!»
Воспитатель - Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? Ответ детей.
- Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Давайте мы их с вами поищем. Дети находят лучики и приносят воспитателю.
-Чтобы расколдовать солнышко нужно выполнить задания.
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках, и, выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.)
Воспитатель: Ребята, поможем расколдовать город? Ответ детей.
Присаживайтесь. Воспитатель читает первое задание.
1.«Назови ласково». Воспитатель, кидая мяч ребенку, называет слово, а он называет его ласково. Примерные слова: зима, лёд, холод, снежинка, метель, снег, санки, снеговик, валенки.
Шуба теплая - шубка тепленькая.
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Прикрепляем лучик к солнышку.
Воспитатель читает второе задание.
2. Задание: Пройдите через заколдованный лес. Пройти этот лес нужно сыграв в игру «Дополни предложения» .
-Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев. Назовите их? (ель, сосна, осина, клен, береза, дуб). Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их? (полный ответ). – В лесу живут волк, заяц, лось, косуля, медведь, лиса. Птицы живут? Какие? – Дятел, сорока, сова, кукушка. Что еще растет в лесу? (Ягоды, грибы, кустарники).
Воспитатель: (встают). Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу.
(Выполняем движения по тексту.)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше!
- Молодцы! Мы выполнили задание. Прикрепляем лучик к солнышку.
Воспитатель читает следующее задание.
3. Задание:
В стране «Грамматики» нужно чётко и правильно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем четко и правильно проговаривать все звуки скороговорки.
«Ш»
«Плюшевому мишке,
Даша штопает штанишки».
Воспитатель: Назовите мне слова со звуком «Ш». Воспитатель: А сейчас определите место звука «Ш» в словах. Крыша, тише, мыши.
Воспитатель: Молодцы ребята мы справились и с этим заданием. Прикрепляем лучик к солнышку.
4. Задание:
-В стране Грамматики живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Игра: «Назови признаки».
- Матрешка из дерева…деревянная
- Сумка из кожи…кожаная
- Если ручка сделана из пластмассы, то…пластмассовая
-Мальчик с широкими плечами -…широкоплечий
-Дом из кирпича…кирпичный
-Блюдце из фарфора…фарфоровое.
-Пиджак из шерсти…
-Куртка из кожи….
-Шуба из меха. …
Воспитатель: Молодцы ребята мы справились и с этим заданием. Прикрепляем лучик к солнышку.
5. Задание
Игра «Сравните выражение» Небо синее – точно… (море). Снег мягкий – словно… (пух). Платье оранжевое – точно… (апельсин). Сок холодный – как… (лед). Воспитатель: Молодцы ребята мы справились и с этим заданием. Прикрепляем лучик к солнышку. Ребята вы выполнили все задания. – Воспитатель : Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? (Ответы детей). Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица. Давайте погладим его. Массаж лица: - Личико солнце согрело, потеплело, потеплело.
(Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.)
- Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.
(Медленно тянут руки вверх, улыбаются).
- Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все.
Город «Грамматики» расколдован. Молодцы ребята!
Воспитатель: Жители города говорят вам «Спасибо» и передают сладкий привет (корзинка с фруктами).
-А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
-Вот и прибыли мы в детский сад.
Воспитатель: Скажите, какими вы стали после этого путешествия? Стали грамотнее? Увереннее? (Ответы детей)
Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране?
- А что больше всего понравилось? Какое задание больше всего?
- Что было особенно трудно? (ответы).
Воспитатель: Занятие закончено, Молодцы!