Ксения Шитикова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осень золотая!»
1. Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания.
2. Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Осень золотая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках, уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме, закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
Развивающие :
- развивать, память, внимание улучшать моторику и координацию движений, развивать умение устанавливать логическую взаимосвязь, грамотно делать выводы
Речевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений, активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие, обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы, воспитывать чувство любви к родной природе, воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
3. Тип занятия : Закрепление и углубление полученных знаний.
4. Форма занятия : Традиционное.
5. Продолжительность: 30 минут
6. Участники: Дети, воспитатель.
7. Возраст обучающихся: 6-7 лет
Ход занятия:
Звучит красивая, спокойная музыка. Антонио Вивальди «Осень». Ребята, отгадайте загадку:
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
Сегодня к нам в гости пришёл Буратино, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Антонио Вивальди так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс поделок «Осень-прекрасная пора», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями. Думаю, вам есть, что рассказать.
Неживая природа осенью.
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
- Назовите признаки осени в неживой природе?
Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему на улице похолодало? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки выпадают осенью? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы мы можем увидеть в это время года? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
Буратино: «Ой, кажется я заскучал (зевает!»
Воспитатель: Да, Буратино! Осень – грустная, но разноцветная пора.
Знаменитый русский поэт – Алексей Плещеев писал:
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Ребята! А чтобы не было скучно Буратино, мы попросим его поиграть с нами в интересную игру
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Жизнь растений осенью
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно., листья меняют свой цвет и начинается листопад.)
что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)
Летают, кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают
И тут пропадут.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)
Физминутка
«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Жизнь животных осенью
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых.)
- Что же происходит осенью в жизни зверей? (животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- А как вы думаете, что же делают земноводные и насекомые? (земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическая игра «Запасы зверей»
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.
Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.
Буратино: «Отгадайте загадку!»
Птичка-невеличка
Ножки имеет.
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)
Эта птица перелётная или зимующая?
Человек осенью
- Буратино, очень хочется узнать, чем осенью занимаемся мы с вами? Ребята, а давайте расскажем, как мы трудимся осенью. (выставляются картины)
А вы, ребята, как трудились всю осень?
- Кто хочет добавить? ( Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т. е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.
Мы приглашаем нашего гостя Буратино поиграть с нами.
Каждый постарался на славу! Буратино, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Буратино, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.