Будкеева Людмила
Конспект занятия по развитию речи «Страна Выдумляндия»
▼ Скачать + Заказать документы
Аттестуемый педагог Будкеева Людмила Борисовна
Образовательная область «Речевое развитие» Возрастная группа подготовительная
Тема занятия «Страна Выдумляндия (небылицы)»
Цель: Развитие интереса к слову – как к особому объекту познания.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с народными и авторскими небылицами; вызвать желание придумать свои;
Формировать понятие небылица, отметить её особенности;
Упражнять в умении подбирать слова антонимы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Страна Выдумляндия“» размещена в разделах
Развивать словотворчество, умение придумывать новые слова из двух известных;
Развивать способность самостоятельно делать умозаключения;
Развивать творческое воображение, абстрактное мышление
Воспитательные задачи:
Воспитывать культуру общения (учить выслушивать и не перебивать собеседника);
Развивать интерес к устному народному творчеству, к литературному жанру стихотворение.
Методы и приемы: игровой, словесный, практический.
Предварительная работа:
• соблюдение режимных моментов.
• дидактические игры на сенсорное развитие : «Составь пейзаж», «Построй дворец».
• дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Кто внимательный».
• отгадывание загадок о цифрах.
Материалы и оборудование: Рисунки: «Транспорт», «Волшебный транспорт»;
• Карта Выдумляндии, гора Наоборот;
• Магнитная доска;
• Карточки для моделирования небылицы, флажки, сердечки;
• Карточки с неоконченными рисунками;
• Музыкальное сопровождение, цветные карандаши.
Организационный момент, начало занятия включающие :
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети входят в группу и встают в круг.
Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.
Дети слушают чтение письма и участвуют в обсуждении.
Дети проявляют интерес и соглашаются помочь царю Нолю.
Дети предлагают различные виды транспорта.
Дети садятся на рабочие места за столами.
Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Дети под диктовку выполняют Графический диктант.
Ответ детей (кораблик).
Дети сравнивают количество кружков на билетах с цифрами на стульчиках. Садятся на свои места и плывут на воображаемом корабле.
В: - «Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!»
В: - Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
( В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: - «Вам письмо».)
В: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим от кого это письмо».
Рассматривает конверт и удивленно говорит: - «Ребята, это письмо нам прислал сам царь Ноль. Вот, послушайте, что он пишет».
Письмо
«Здравствуйте, ребята, я правитель далекой сказочной страны «Математика» - Царь Ноль. Моя прекрасная страна состоит из небольших островов, на каждом из этих островов живут сказочные обитатели – волшебники. Но вот случилась беда, они потеряли свой магический дар и на островах стали происходить беспорядки. Дорогие ребята, помогите нам, пожалуйста. Выполнив все задания, вы вернете все на свои места.
Ваш друг царь Ноль».
В:- Ребята, поможем царю Нолю и волшебникам навести порядок в сказочной стране?
4. В: - Ребята, а на чем же мы с вами будем путешествовать?
Чтобы это узнать, нам предстоит разгадать зашифрованный рисунок. Я предлагаю вам присесть к столу, т. к. разгадывать мы будем письменно.
Но прежде нам необходимо размять наши пальчики. Для этого нам нужен карандаш.
Пальчиковая гимнастика Карандаш в руках катаю Между пальчиков верчу Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.
Графический диктант На рисунке есть точка - это место старта, задание нужно выполнять именно от него. Итак, приступаем: 1 клетка вверх 4 клетки вправо 6 леток вверх 1 клетка вправо 1 клетка вниз 1 клетка вправо 2 клетки вниз 1 клетка влево 3 клетки вниз 5 клеток вправо 1 клетка вниз 1 клетка влево 2 клетки вниз 8 клеток влево 2 клетки вверх 1 клетка влево.
В: - Что у нас получилось? Ребята, берите билеты и занимайте, пожалуйста, свои места на корабле. Посчитайте, сколько кружков на вашем билете и найдите нужную цифру на стульчике. (Сколько кружков на твоем билете, какая цифра на твоем стульчике).
В: - Садитесь поудобнее, и в путь!
Эмоциональный настрой.
Введение в игровую ситуацию – мотивация детей на включение в игровую деятельность.
Сюрпризный момент
(конверт с письмом оформлен цифрами).
Сообщение темы.
Слайд №1 – царь Ноль
Слайд №2 – Сказочная страна «математика»
На столах лежат листочки в клетку и карандаши.
Пальчиковая гимнастика Цель: Развитие мелкой моторики.
Проводится игра «Разгадай зашифрованный рисунок». Цель: развитие внимания, усидчивости, пространственного мышления.
Билеты заранее приготовлены на столах.
Стулья пронумерованы и расставлены в форме корабля.
Слайд № 3 – кораблик, плывущий по морю. (Звучит фонограмма «шум моря и чаек).
2. Основная часть занятия.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети обращают внимание на экран проектора, где представлен волшебный остров, и с заинтересованностью включаются в процесс игровой деятельности.
Согласие детей.
По просьбе воспитателя двое из детей на ковре выполняют задание. Остальные дети, в случае затруднения, помогают ребятам.
Дети отвечают и по очереди подходят к мольберту, расставляют соответствующие знаки.
Дети садятся на воображаемый кораблик и плывут.
Дети соглашаются помочь волшебникам острова.
Дети выполняют задания в группах.
Дети выполняют физкультминутку.
Дети садятся в корабль, и под музыку отправляются в путь.
Дети выражают желание помочь волшебникам,
выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя.
Дети садятся в корабль, и под музыку отправляются в путь.
Дети соглашаются принять участие в решении задачи, помогая волшебникам.
Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1). Перевернув карточки, по просьбе воспитателя, читают по слогам «математика».
Дети с чувством удовлетворения от увлекательного путешествия садятся на воображаемый корабль и плывут.
В: - А вот и первый наш остров - остров «Цифровых игр».
Волшебники этого острова очень любят играть в математические игры с разноцветными самоцветами. Но так как у них пропал магический дар, они не могут посчитать свои самоцветы. Давайте поможем волшебникам?
Нам нужно из мешочка достать столько самоцветов, чтобы было меньше пяти, но больше 3, и положить в сундук.
В: - Никита, достань, пожалуйста, самоцветы. Сколько ты положишь в сундук? (4)
В: - А теперь, Серёжа, достань из мешочка на 2 больше, чем достал Никита в первый раз…Молодцы, ребята!
Следующее, что просят волшебники: надо расставить математические знаки правильно. Но сначала вспомним, какие бывают знаки (< ; > ; =)
3 … 8; 9 … 2; 5 … 5; 6 … 10; 4 … 6; 6 … 2; 8 … 2.
В:- Молодцы! Мы с вами помогли волшебникам этого острова, а теперь садимся в корабль и отправляемся дальше.
В:- Путешествие наше лежит вглубь страны «Математики», на пути у нас остров «Геометрических фигур».
В:- Вот мы и приплыли к острову «Геометрических фигур». Ребята, посмотрите какой остров необыкновенный! Но и здесь приключилась беда: сильный ветер перемешал все геометрические фигуры. Мы сможем помочь волшебнику этого острова, объединив все фигуры по признакам. Согласны, ребята!
Детям показываются карточки с изображениями: 1. Плоскостных геометрических фигур.
2. Объемные геометрические тела.
В: - На столе лежат геометрические фигуры: возьмите их и встаньте в круг, рассмотрите фигуры друг друга.
Объединитесь по форме, а сейчас объединитесь по цвету и по размеру. Фигуры с тремя углами встанут слева, фигуры с четырьмя равными сторонами встанут справа, а круглые встанут посередине.
Раздается звук грома
В: Ой ребята, идите скорее сюда. Вы слышите гром? Это, наверное, волшебники пошалили, и погода на острове испортилась. Они обидели тучку. Давайте мы с тучкой поиграем. Развеселим ее.
Физкультминутка «Капельки и тучка».
В:- Ребята, на по полу разложены обручи (на 1 меньше, чем детей) — это тучки. Вы— капельки. Под музыку вы свободно перемещаетесь по группе, с окончанием музыки каждая «капелька» должна занять свою «тучку». «Капелька», которой не хватило «тучки», «испарилась». (Игру повторяют 2—3 раза).
В: - Отправляемся дальше, на пути у нас остров «Шуточных вопросов».
В:- Вот мы и приплыли. На этом острове столько накопилось вопросов, что волшебники без нашей помощи вряд ли смогут найти ответы. Поможем волшебникам?
Вопросы:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9)
В:- Молодцы! Отправляемся дальше, а на пути у нас остров «Занимательных задач».
Посмотрите, какой он красивый. Волшебники этого острова очень любят решать логические задачи. Но, опять же, без вашей помощи им не справиться. Ребята, поможем волшебникам в решении задачи?
Уверена, что вы справитесь. Слушайте внимательно задачу, а после решения обратимся к экрану и проверим себя.
Ёжик по лесу шёл.
На обед грибы нашёл.
Два - под берёзой,
три - у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине(5)
Сколько грибов нашёл ёжик? (5)
Как получили число 5? (к 2 прибавили 3, получилось 5)
Из каких чисел может состоять число 5? (4 и 1)
В:- Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. А теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть».
(Карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. После чего, воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. На обратной стороне написано слово «математика»).
В:- Ребята, сегодня вы выручили волшебников. К ним вновь вернулся магический дар! Надеюсь, в жизни вы всегда всем будете помогать. А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте сядем в наш корабль и поплывем обратно в детский сад.
Слайд № 4 – остров
«Цифровых игр».
Материал: мешочек, сундук, «самоцветы» на ковролине.
Цель: Закреплять умения правильно соотносить цифру с количеством предметов.
Развивать умение анализировать, сравнивать, отсчитывать предметы.
Материал: мольберт, цифры и математические знаки на магнитах.
Слайд № 5 – кораблик, плывущий по морю. (Звучит фонограмма «шум моря и чаек).
Слайд № 6- остров «Геометрических фигур».
Карточки с изображением плоскостных геометрических фигур.
Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах. Умение различать геометрические фигуры и соотносить их, находя такую же; развивать быстроту действий, смекалку, внимание. Формирование у детей пространственной
ориентировки.
Звучит фонограмма «звук грома».
СЛАЙД №7 – тучка, с сопровождением музыки.
Физкультминутка
Цель: снять напряжение, активизировать внимания детей.
Слайд №8 - кораблик, плывущий по морю. (Звучит фонограмма «шум моря и чаек).
Слайд №9 -Остров «Шуточных вопросов».
Шуточные математические вопросы.
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Слайд № 10 - кораблик, плывущий по морю. (Звучит фонограмма «шум моря и чаек).
Слайд №11 – остров
«Занимательных задач».
Слайд № 12,13,14 – ёжик с грибами.
Арифметическая задача.
Цель: способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, интереса к математическим знаниям.
Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10, а с другой – буквы.
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1, читать по слогам.
Слайд № 15 -кораблик, плывущий по морю. (Звучит фонограмма «шум моря и чаек).
3. Заключительная часть занятия :
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети участвуют в обсуждении и подведении итога занятия :
делятся своими впечатлениями.
Выражают желание ещё раз оказаться в математическом царстве, помочь волшебникам.
Дети слушают чтение письма, проявляя чувство гордости за оказанную помощь обитателям математической страны.
Дети прощаются с гостями и рассматривают полученные подарки.
В: - Вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади.
Ребята, а где мы с вами побывали? Кто живет в математической стране? А что вам запомнилось?
На каком острове больше всего понравилось? Что было для вас наиболее трудным?
Хотели бы вы ещё, благодаря вашим знаниям и вашей смелости путешествовать, помогая другим?
( Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой»).
В:-Большое спасибо. Кто бы это мог быть?
Письмо царя Ноля
«Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями и вернули все на свои места.
Вам, мои юные математики, в благодарность от обитателей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся».
В:- Что ж, ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем добрые слова:
Добрые слова не лень.
Говорить нам целый день.
Всем гостям мы на прощание
Дружно скажем:
"До свидания!"
Слайд №16- детский сад.
Письмо с посылкой.