Гнеушева Татьяна
Конспект занятия по развитию речи. «Составления рассказа на тему скороговорок».
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
П/ с: учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок; учить строить фразы с образными характеристиками через составление загадки о предмете (жука); закрепить представление о многозначности слова; ввести в активный словарь понятие «лиственница».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи, „Составления рассказа на тему скороговорок“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скороговорки
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Оборудование: игрушки зайка, жук, волк; атрибуты для ИГРЫ Волк и зайцы картинка с изображением хвойного леса.
Ход занятия.
Игровая мотивация: На столе у воспитателя под салфеткой спрятаны игрушки (зайчик, жук, волк).
Игра «Живые звуки» : воспитатель вызывает троих детей, каждому говорит, каким он будет звуком, выстраивает детей по порядку. Воспитатель по очереди кладет ладонь на голову каждому ребенку-звуку. Почувствовав ладонь воспитателя, ребенок-звук произносит свой звук. Первое слово: ЖУК.
После того как дети отгадают это слово, воспитатель показывает игрушку жука, читает скороговорку :
Жук в коробочке лежит,
Он от холода дрожит.
Воспитатель задает вопросы:
- Как жук попал в коробку? Кто его туда положил?
- Каким был жук? Чем привлек внимание?
- Что потом произошло с жуком? И т. д.
Воспитатель обобщает ответы детей, обращает внимание на то, что они все вместе с помощью вопросов придумали рассказ о жуке. Предлагает придумать название рассказа. Дети пересказывают рассказ.
Составление загадки о жуке
Воспитатель вывешивает табличку с изображением модели составления загадки.
Какой? Что бывает таким?
Далее воспитатель задает детям вопросы и ответы вносит в левую часть таблицы:
- какой жук по цвету?- черный;
- какой жук по действиям? жужжащий;
- какой он по форме? — круглый.
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняют правую часть таблицы:
Какой? Что бывает таким?
Чёрный Туча
Жужжащий Пчела
круглый Пуговица
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). Пр: черный - туча, но не простая, а грозовая туча.
Какой? Что бывает таким?
Чёрный. Грозовая туча.
Жужжащий Сердитая пчела.
Круглый Большая пуговица.
Далее воспитатель читает загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми. Итоговая загадка может звучать так: «Черный, как грозовая туча, жужжащий, как сердитая пчела; круглый, но не большая пуговица».
Проводится игра «Живые звуки» (слово зайка).
Воспитатель показывает игрушку зайку и читает чистоговорку:
На замок закрыли зайку,
Он сидит и ждет хозяйку.
Воспитатель задает вопросы:
- Кто может быть хозяйкой у зайки?
- Что вы можете сказать о зайке, какой он? (Игрушечный).
- Где сидит зайка и ждет хозяйку? (В сундуке с игрушками, в шкафу для игрушек и т. д.)
- Составьте рассказ о зайке и его хозяйке.
Игра «Живые звуки» со словом Волк. Педагог достает волка и читает:
Волк на лужайку — задрожали зайки.
П/И «Волк и зайцы» : дети изображают зайцев, прыгают на лужайке. Воспитатель - волк появляется, дети-зайцы «прячутся» от волка — приседают на корточки и замирают.
После игры воспитатель задает вопросы:
- Где веселились зайки? Что они делали?
- Как вы думаете, почему у них было хорошее настроение?
- Кто неожиданно появился на полянке?
- Что сделали зайцы?
-Чем закончилась эта встреча?
Предложить детям вспомнить ответы и самим придумать рассказ. Если дети
затрудняются, воспитатель дает образец.
Игра «Про ежей, про елки».
Дети рассматривают картинку, на которой изображен лес из елей, сосен и лиственниц. На сосне сидит белка, под елкой еж.
- назовите деревья и животных, в которых спряталось слово «игла». (Ель, сосна,
лиственница, еж).
- назовите другие предметы, которые называются словом «игла»
- что можно делать швейной иглой? Для чего нужны иглы ежу? А ели, сосне и
лиственнице?
- слово «игла» одно, а как много предметов мы подобрали к этому слову. Все предметы
разные, но у них есть одно свойство — они колются.
Итог занятия.