Екатерина Бесчастная
Конспект занятия по развитию речи с театрализованной деятельностью «Теремок»
▼ Скачать
Тема ранней детской речи является сейчас одной из ведущих. Данной проблемой занимались Н. И. Жинкин, М. И. Лисина, А. В. Запорожец, Л. Г. Соловьева, Е. Д. Дмитриева, А. Катаева, Е. А. Стребелева, В. И. Лубовский, Л. П. Носкова, И. А. Мироонова, А. М. Бородич, Э. Г. Пилюгина и другие.
В раннем возрасте, особенно в первой половине, ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Он в возрасте от 1,5 до 2 лет чрезвычайно быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в общение со взрослым. Важность развития ребенка в развитии от 1 до 3 лет трудно переоценить. Так по некоторым наблюдениям педагогов малыш приобретает от 60 - 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30 - 40%. Именно поэтому общение с окружающими играет очень большую роль в развитии ребенка раннего возраста, которое поможет ребенку гармонично развиваться, создает психологический и физиологический комфорт для его успешного развития.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с театрализованной деятельностью „Теремок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Сценарии, театрализация, драматизация
- Темочки
Итак, исходя из выше сказанного, ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, особенно речи и ее развитие возможно только в тесной связи со взрослым. Основную проблему представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблемы развития и формирования речевого общения остается одной из актуальных в теории и практике дошкольного воспитания детей. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется и не формируется речевая деятельность. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной, познавательной и коммуникативной деятельности. В связи с этим исследование особенностей коммуникативной деятельности раннего возраста определяется актуальным. Интерес к данной проблеме также вызван тем, что с каждым годом количество таких детей увеличивается, а вопросы, связанные с развитием, обучением, воспитанием таких детей остаются недостаточно разработанными.
Под речевым общением понимается такая активность взаимодействующих людей, в ходе которой они с помощью знаков, в том числе и языковых, организуют свою совместную деятельность.
В коммуникативном факторе выделяют 3 стороны, каждая из которых представляет собой результат устоявшихся за многие месяцы контактов ребенка со взрослыми:
- эмоциональные контакты
- контакты в ходе совместных действий
-голосовые контакты.
При нормальном становлении речи развитие речевой активности ребенка протекает незаметно. Но специальные наблюдения показывают, что правильная организация условий жизни и общения позволяют ускорить ее появление. В исследованиях проводимых под руководством М. И. Лисиной доказано, что если на просьбу ребенка, выраженную жестом, взрослые не проявляют активной реакции, то он значительно раньше начинает делать попытки выразить просьбу словесно, т. е. проявляет речевую активность.
Ускорить появление речевой активности у ребенка при нормальном его развитии становится возможным на 2 году жизни, вскоре после появления в его речи первых сознательно произносимых слов.
Потребность в общении можно вызвать специальной организацией условий жизни и воспитания ребенка, созданием «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения к окружающим.
Начинать работу следует с развития у детей понимания речи, воспитания потребности в общении - как основа становления активной речи. Следует совмещать речь взрослого с предметными действиями. Ребенок должен знакомиться с объектом и одновременно узнавать его словесное обозначение. Важным условием является и создание ситуаций, обуславливающих высказывания детей.
Одним из важнейших условий формирования речи у детей раннего возраста является комментирующая речь взрослого, характеризующейся различной интонацией, эмоциональной окраской, темпом, высотой голоса.
Развитие речи является непрерывным процессом, начинающимся с самых первых этапов взаимодействия и пронизывающим всю совместную деятельность ребенка с взрослым.
Развитие речи, речевого общения, обучение родному языку – одна из главных среди основных задач развития и обучения ребенка. Она включает в себя следующие задачи:
Формирование слухового внимания к речи, развитие реакций ребенка на изменение интонации, тембра голоса, звукового состава и ритмики речи;
Формирование и стимуляция речевого подражания;
Развитие просодической стороны речи : интонирования, модуляций голоса и интонаций;
Обогащение и активизация лексической стороны речи, обогащение активного словаря;
Развитие грамматической правильности речи;
Развитие связной, повествовательной речи.
Речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение, вначале ребенок ориентирован лишь на взрослого, а затем на предмет заинтересованности (игрушка).
На основе этого у него формируется понимание речи. Диалог ребенка и взрослого строится на основе слов родителя и мимики, жестов и вокализаций малыша. Произнесение звуков при таком общении имеет важное значение для формирования собственно речевого общения, формируется произвольность речевой, голосовой, звукопроизносительной реакции и ее активная направленность на другого человека. Важно и подражание звукам и звукосочетаниям взрослых, формирование произвольности звукопроизношения.
Далее появление осмысленных слов, предложение, формирование и совершенствование лексической стороны речи. [35]
В последние годы проблема общения стала актуально изучаться педагогами и психологами. Особенно важно изучение влияния общения детей раннего возраста со взрослыми и влияние его на формирование речи.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей :
• Словаря;
• Грамматического строя;
• Диалогической и монологической речи;
• Совершенствованию звуковой стороны речи.