Елена Коцура
Конспект занятия «Рассматривание картины Ф. В. Сычкова «С гор»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Расширить представление детей о творчестве художника Ф. В. Сычкова; вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин : радость, удивление, эстетическое наслаждение от изображенной художником красоты, чувство гордости за красоту окружающей нас природы, за свой народ; развивать наблюдательность, индивидуальное видение картины; обогащать словарь детей эмоционально- оценочной лексикой.
Публикация «Конспект занятия „Рассматривание картины Ф, В, Сычкова „С гор“» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Подготовительная работа. Посещение музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, рассматривание альбомов изобразительного содержания, беседы о творчестве Ф. В. Сычкова, посещение мордовской «избы» в детском саду, чтение книг о художниках; создание в группе выставки репродукций картин Ф. В. Сычкова; наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание репродукций картин о зиме, разучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Материалы. Репродукции картин художника Ф. В. Сычкова.
Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его границ является изобразительное искусство, в частности живопись.
Сегодня, уважаемые коллеги, я приглашаю вас на выставку репродукций картин нашего мордовского художника Ф. В. Сычкова.
Он родился в селе Кочелаево Ковылкинского района республики Мордовия.
Федот Васильевич рос в бедной крестьянской семье. Он любил рисовать с детства. Его талант увидели добрые люди. Сначала ему помогал школьный учитель. Но однажды о талантливом мальчике Федоте Сычкове узнал местный помещик генерал Арапов. Благодаря ему он поступил в художественную школу в Петербурге.
После окончания Академии Сычков возвращается в Кочелаево и не расстается со своим родным селом до конца жизни.
Наш замечательный художник известен не только в России, но и в других странах мира.
Его называют певцом народной жизни, певцом родного края.
Федот Васильевич писал картины в разных жанрах. На своих полотнах он изображал простых людей и мордовских крестьян, людей труда и родную природу.
Людей показывает Сычков в труде, во время праздников и народных гуляний.
Обратите, пожалуйста, внимание на то, с какой теплотой и любовью пишет он свои картины, видно, что он любит людей, восхищается ими.
Художник очень любил изображать крестьянских детей. Они являются героями большинства его картин : показывает их труд, дружбу, развлечения.
На картинах дети изображены в разных вариациях – просто у забора, одетыми, в мордовские костюмы, то в окружении цветущих растений.
Особенно любил художник мордовскую зиму, поэтому часто писал картины зимой. На фоне заснеженных деревенских улиц горят румянцем разгоряченные лица, ярче выглядят народные костюмы.
Сычков всегда изображает своих героев на фоне знакомого пейзажа: Кочелаево, его окрестности, Мокша, на берегу которой расположилось село.
Уважаемые коллеги, вы все были в республиканском Музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.
Какие картины Ф. В. Сычкова оказали на вас наибольшее впечатление?
На полотнах Сычкова перед нами предстают яркие, запоминающиеся, убедительные народные образы.
Одну из таких картин мы с вами сегодня рассмотрим, она называется «С гор».
Здравствуй гостья – зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь по лесам и степям.
Есть раздолье у нас-
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать-
Пусть Мороз твой трещит:
Наша русская кровь на морозе горит!
Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, что изобразил художник на переднем плане?
Ответ:…
На картине мы видим детей. Они пришли на заснеженный склон оврага кататься на санках. Детей здесь собралось много, но художник обратил внимание на группу ребят. Вот они, как уже отметили, на переднем плане.
Здесь мы видим двух девочек, на одной длинная до пят юбка красного цвета, коротенькая жакетка, на ногах лапти, на голове легкий ярко красный платок; без рукавиц, хотя на улице холодно.
Кто желает описать вторую девочку?
Вторая девочка тоже в длинной юбке, в теплой шубейке, в валенках, на голове теплый платок и в рукавицах. Видно, что художник любуется ими. Они едут с горки с нарочито изящными движениями, поэтому и мальчик остановился и с интересом наблюдает за ними.
Что изобразил художник на втором плане?
Ответ:…
На втором плане мы с вами видим еще одну горку, здесь тоже катаются дети. Рядом глубокий овраг и речка, спящая подо льдом. Чуть дальше видны огороды. Они загорожены старой изгородью.
На заднем плане видны избы. Это село Кочелаево. Избы низенькие, как - будто вросли в землю, с маленькими окнами.
На этой картине Сычков показал своих героев на фоне зимнего сельского пейзажа. Он использовал теплые и холодные тона красок.
Что изобразил художник холодной гаммой красок?
Ответ:…
С помощью теплых цветосочетаний Федот Васильевич передает радостное, приподнятое настроение.
Высокая линия горизонта (которая характерна для многих картин Сычкова) приближает передний план, поэтому мы видим не только яркую одежду, но и улыбающиеся, румяные лица детей.
Федот Васильевич выбрал этот сюжет не случайно. Для него всё главное: и природа, и дети, и село. Все это он отразил на этой прекрасной картине, посвященной веселью и забавам деревенской молодежи.
Здесь мало увидеть
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Н. Рыленков.
Уважаемые коллеги, давайте представим себя в этом зимнем пейзаже. Кто- то захочет покататься с детьми, некоторые просто полюбоваться зимнем пейзажем, окрестностями села Кочелаева, а кому- то захочется зайти в эти низенькие избы и познакомиться с бытом народа того времени. А во всем этом нам поможет музыка.
(звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»).
А сейчас прошу вас отобразить свои впечатления при помощи красок (на листе бумаги) или с помощью теста (кто «заходил» в избы и успел разглядеть предметы быта).
(Во время работы звучит музыка).
Глядя на ваши работы видно, что вы увидели и почувствовали то, что хотел передать нам через картину художник.
Творчество Ф. В. Сычкова снискало себе большую популярность и любовь широкого зрителя.
Своим трудом он внес огромный вклад в живописную культуру Мордовии и способствовал развитию творчества молодых национальных художников Мордовии.
Литература.
1. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. морозовой, О. В. Мельниковой. – М. : ТУ. Сфера, 2006 г.
2. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000 г.
3. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Саранск 2012 г.
4. Ознакомление дошкольников с произведениями жанровой живописи художников Мордовии. Составитель: Костюнина Т. Д. Саранск 2007 г.
5. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. О. С. Ушаковой. М., 2004 г.
6. М. И. Сурина «Ф. В. Сычков. Воспоминания, переписка» Саранск, 1998г.
7. Н. А. Курочкина «знакомим с пейзажной живописью» СПБ, «Детство-Пресс» 2003 г.