Анжелика Хаметова
Конспект занятия по развитию речи «Много обуви у нас»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением (тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, каблук, шнурок, утро, вечер, завязывать, развязывать, чистить,удобный, теплый, кожаный). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных во множественном числе, слоговой структуры слов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Много обуви у нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование. предметные картинки с изображениями обуви и одежды, мяч, массажные мячики.
Предварительная работа. Экскурсия с родителями в магазин детской обуви, рассматривание обуви, материалов, из которых она сшита, деталей обуви.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие речевого слуха, закрепление знания основных цветов. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков.
Логопед. Посмотрите на свою обувь. Сначала сядет девочка в красных босоножках, потом сядет мальчик в синих сандалиях. И наконец, можно сесть детям в разноцветных тапочках.
Дети, узнавшие по описанию свою обувь, садятся за стол.
2. Игра «Четвертый лишний». [Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти. ]
Логопед помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены детская одежда и обувь : туфельки, платье, шорты и носки.
Логопед. Посмотрите внимательно и подумайте, какая картинка лишняя?
Дети. Лишние туфли.
Логопед. Почему?
Дети. Это обувь.
Логопед. А все остальное?
Дети. Это одежда.
Логопед. Правильно. Молодцы!
Далее проводится работа еще с 2—3 комплектами картинок, в ходе которой дети упражняются в различении обуви : по сезону, цвету, материалу. Используются следующие комплекты картинок: сандалии, шлепанцы, сапожки, босоножки; синие туфельки, кроссовки, ботиночки и желтые сапожки; резиновые сапожки, калоши, купальные шлепанцы и лакированные туфельки.
3. Упражнения с массажными мячиками. [Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений. ]
Логопед раздает детям массажные мячики и предлагает им выполнить знакомые упражнения для массажа ладоней и пальцев.
4. Игра «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа имен существительных).]
Логопед. Я буду кидать вам мяч и называть один предмет обуви, а вы будете вворачивать мне мяч называя нескольких предметов обуви. Обувь нужно подобрать парами, например: тапка — тапки. Выполняйте.
Логопед. Ботинок
1-й ребенок. Ботинки.
Логопед. Туфля
2-й ребенок. туфли.
Логопед. Сапог
3-й ребенок. сапоги.
Логопед. Валенок
4-й ребенок. валенки.
Логопед. Молодцы! Правильно! Похлопайте себе!
5. Общая артикуляционная гимнастика. [Совершенствование артикуляторной моторики. ]
Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает правильно сесть и выполнить несколько упражнений из общей артикуляционной гимнастики. Каждое упражнение выполняется 3—4 раза. Логопед следит за тем, чтобы дети вовремя сглатывали слюну и отдыхали после выполнения каждого упражнения. Для зрительной опоры используются игрушки.
6. Упражнение «Телеграф». [Работа над слоговой структурой слова. ]
Логопед предлагает детям вернуться к столу и занять свои места.
Логопед. А сейчас мы с вами будем передавать телеграмму. Я ее буду передавать Насте, Настя — Вадику, Вадик — Жене, а Женя — Даше. Нужно правильно произнести и отстучать название обуви. (Поворачивается к первому ребенку, Насте, и, хлопая в ладоши на каждый слог, произносит слово.)
Логопед. Ке-ды.
Настя слушает слово и следит за ритмом хлопков. Выслушав логопеда, она поворачивается к сидящему рядом с ней Вадику и произносит слово, хлопая в ладоши на каждый слог.
Настя. Ке-ды.
Так далее остальные дети повторяют слово соседу, хлопая в ладоши в такт произносимому по слогам слову. Последний ребенок «передает телеграмму» логопеду.
Затем дети передают слова: «боты», «ботики», «сапоги».
7. Игра «Что без чего?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа имен существительных). Развитие зрительного восприятия и внимания. ]
Логопед помещает на мольберт предметные картинки из книжки-раскраски «Обувь» и предлагает детям рассмотреть их, а затем, оставляя по одной картинке, читает к каждой из них двустишия.
Логопед. Вот ботинки для Маринки,
Не ботинки, а картинки.
Убирает картинку и помещает на ее место другую, где ботинки изображены без шнурков. Чего не хватает у этих ботинок?
Дети. Шнурков.
Логопед. Правильно. Молодцы.
Аналогично проводится работа еще по 2—3 картинкам.
8. Дыхательная гимнастика. Упражнение 2. [Диафрагмальное дыхание стоя. Воспитание диафрагмального дыхания. ]
Логопед ставит детей к стене так., чтобы дети касались ее затылком, спиной и пятками.
Логопед. Сейчас по моей команде вы сделаете глубокий вдох носом так, чтобы воздух попал в животик и животик надулся. А потом выдохнете воздух через рот так, чтобы животик сдулся.
Упражнение проводится не более 3—4 раз, чтобы не спровоцировать возникновения головокружения у детей.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] По предложению логопеда дети вспоминают, чем занимались на занятии, и оценивают работу друг друга.