Гульфиря Гайнетдинова
«Маша идёт в школу». Конспект занятия по развитию речи для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить знания и умения детей по разделу «Речевое развитие «Развитие речи».
Программное содержание: Закреплять умение составлять предложения, рассказ по картинке; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль. Развивать речь, творческие способности, расширять словарь детей. Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, интерес к родному языку, самоконтроль и саморегуляцию. Форма проведения: подгрупповая. Тип занятия – закрепление. Методы и приемы:
Темочки:
Игровой - приход сказочного героя.
Словесный - беседа, вопросы, отгадывание загадок.
Наглядный - рассматривание картины
Материалы и оборудование. сюжетные картинки по теме “Маша идёт в школу”, рисунок или кукла Маши, аудиозапись, карточки с гласными звуками, карточки для игр «Один- много», «Четвёртый лишний», портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, мяч, фишки для самоконтроля детей. Тип занятия – закрепление. Индивидуальная работа: закрепить звуковую культуру речи. Словарная работа: активизировать словарь.
Ход НОД
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. К нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите с какого она мультфильма. (Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.)
- Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? Какие серии про Машу вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её, например, так “Маша идёт в школу”.
- А вот и наша героиня. (Воспитатель показывает куклу Машу). Какая она по характеру?
2. Однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила. По очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из портфеля, описывать его: какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета. А остальные дети будут отгадать, о каком предмете речь.
Игра «Опиши предмет».
- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (школьные принад-лежности).
Школьные принадлежности должны находиться в портфеле, я их туда и уберу. 3.-Сейчас предлагаю рассказать о наших пальчиках.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Этот пальчик самый большой, самый веселый, самый смешной;
Этот пальчик указательный он, он самый солидный и внимательный он;
Этот пальчик средний не первый не последний,
Этот пальчик безымянный он не любит каши манной,
Самый маленький мизинчик любит бегать в магазинчик.
4.- Взяла Маша портфель и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля. ,ой, ребята, а что было дальше я не знаю. Но у меня есть картинки, по которым мы сможем определить, как Маша добралась до школы и что с ней произошло. Вот первая картинка. Кто на ней изображен? Составьте предложение к этой картинке (показываю первую картинку).
- А теперь, составим рассказ по этим картинкам про то, как девочка добра-лась до школы (показываю 2,3 картинки).
- Молодцы! Вот такая интересная и новая серия у нас получилась.
5. Физкультминутка “Если есть хороший друг…”
Настроение упало, (дети стоят лицом друг к другу, руки вверх)
Дело валится из рук(“бросают” вниз руки)
Но ещё не всё пропало, (грозят указательным пальчиком)
Если есть хороший друг (хлопают в ладоши)
С делом справимся вдвоём, (берутся за руки)
С облегчением вздохнём (вздыхают)
Настроение поднимем (поднимают сцепленные руки вверх)
И от пыли отряхнём! (“отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу). 6.- А ведь в школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много де-ток, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли. - Ребята, а из чего же состоят предложения? (из слов) - Посчитайте, сколько слов в следующем предложении? Солнце светит. (2) На дереве поют птички. (4) Облака плывут по небу. (4) Попробуйте придумать своё предложение, любое (придумывают предложения с заданным количеством слов).
7. - Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? (из звуков). Расскажите Маше. - На какие две группы делятся все звуки русского языка? (на гласные и со-гласные) - Давайте назовё м гласные звуки: А,О,У,И,Ы,Э Как они произносятся? (легко, свободно, поются, тянутся). - Как произносятся согласные звуки? (не тянутся, не поются). - Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие). -Сейчас поиграем в игру “Ты мне я тебе”. Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”. Внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его (кидаю ребёнку мяч и говорю твёрдый звук, ребёнок обратно кидая, говорит мягкий звук). Шар, шум, шишка, машина, шепот, Чебурашка. Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость. Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, полна. - Молодцы, с заданием справились. 8. -Вы уже знаете, что Маша большая озорница и любит разные игры. И вам предлагает игру “Наоборот”. Каждый из нас называет слово, беря за руку соседа, сосед должен назвать противоположное по смыслу слово.
Радостный грустный, печальный. Светлеть – темнеть. Сухой мокрый. Тишина – шум. Часто – редко. Ясный – пасмурный. Мёрзнуть согреваться. Плохой – хороший. Тёмный – светлый. Храбрый - трусливый. Высокий низкий; Лёгкий – тяжелый. Тихо громко; Широкий узкий,
Холодный - горячий. 9. -Ребята, посмотрите, нам передали большое письмо. Что же в нём? Инте-ресно…Так это же письмо от Мишки! Он прислал нам задания, наверное, хочет проверить, справимся мы или нет. Мы обязательно постараемся, правда, ребята?
-Итак, первое задание. «Отгадайте и посчитайте» (деление отгадок на слоги). Колючая, чайная, красивая, душистая, красная, белая… (ро-за) - Поделите слово РОЗА на слоги ( дети делят слова разными способами: хлопками; руку подставить под подбородок и заметить, сколько раз подбородок прикоснётся к руке, столько и слогов). - Покажите на пальцах, сколько слогов вы насчитали? Шуршащая, свежая, вчерашняя, мятая, еженедельная, стенная, областная, местная… (газета). Солнечные, песочные, каминные, электронные, башенные, настенные, бегу-щие, отстающие… (часы). - Молодцы. 9. Игра «Один - много». - Возьмите по одной карточке, никому не показывайте. Я показываю карточку с одним предметом. Например, мяч, а тот у кого много мячей, показывает свою карточку и называет- много мячей (шар - шаров, дом - домов, цыплёнок - цыплят, игла- игл, мышка- мышки, пальто пальто, карандаш- карандашей и т. д.) -А если все предметы исчезнут, как скажем? Не стало (игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек карандашей, пальто). 11. Молодцы, я напишу ответ Мишке, что вы со всеми заданиями справи-лись. А какие задания вам понравились больше всего? - Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс? С 1 сентября, она, как и вы, пойдёт в школу и будет учиться на пятёрки и четвёрки. А сейчас я прошу поделиться с нами впечатлениями: что понравилось, в чем были трудности?