Саркисова Ольга
Конспект занятия по развитию речи «Космическое путешествие» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель Саркисова О. Н МБ ДОУ ЦРР д\с №15 "Юсишка" г. Ставрополь.
Конспект занятия по развитию речи «Космическое путешествие». Старшая группа.
Программное содержание:
Задачи: Образовательные:
1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Космическое путешествие“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
4. Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах
Словарные:
1. Закрепление правильного звукопроизношения в словах;
2. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
Наглядно-дидактический материал:
картинки с изображением планет; глобус, луна, ракета, звезда, звёздное небо; аудиозапись космической музыки, цветные маленькие звездочки в качестве поощрения, бумажные шлемы на каждого ребенка.
Ход занятия : Под музыку входят дети-космонавты в зал и выстраиваются полукругом.
Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня 12 апреля, День Космонавтики. Этот праздник отмечается ежегодно в этот день потому, что именно 12 апреля в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в Космосе!».Мечта людей о полете в Космос сбылась. Апрельским утром на корабле «Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в Космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут.
Космонавт - это очень важная профессия, а легко ли быть космонавтом, мы сегодня узнаем.
Я вам предлагаю сегодня отправиться в космическое путешествие, но перед полетом мы должны с вами проверить свои знания. Пройдем подготовку ответив на следующие вопросы:
Воспитатель: А на чем мы полетим в космос?
Дети: На ракете
Воспитатель: А что мы с вами обязательно наденем?
Дети: скафандр
Воспитатель: А давайте все вместе повторим слово скафандр?
Дети говорят вместе.
Воспитатель: А куда мы отправимся с вами на ракете и в скафандре?
Дети: в космос.
Воспитатель предлагает одеть шлемы. Дети одевают, звучит музыка.
С вами шлемы надеваем
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
- Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
Дети перемещаются друг за другом изображая что они в полете находятся в космосе.
- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. Самая большая звезда-это солнце.
- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.
(Воспитатель показывает звездное небо)
- Давайте с вами вместе вспомним, какие планеты вы знаете.
Считалочка «Солнце - чемпион»
Ход игры: Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
А девятой был – Плутон.
Воспитатель предлагает снимать шлем, когда останавливаются на планетах.
- Первая планета на которой мы остановимся это Меркурий. (Воспитатель показывает изображение планеты).
Воспитатель: Меркурий – ближайшая к солнцу планета, залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей, что эта планета других горячей!
Воспитатель: Какие же задания для нас приготовила эта планета?
Задание: Д/и «Летает – не летает»
Если я называю слово и оно летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает.
- Спутник летает? … Летает.
- Звезда летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.
-Солнце летает?. Не летает
-Птица летает?. Летает
(Дети перелетают на другую планету, одев шлем, под космическую музыку)
Воспитатель: Вторая планет на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Проговорите название этой планеты.
Дети отвечают полным ответом.
Здесь очень сухо жарко, и нет воды. А еще эта планета соседка земли, она по размеру на нее похожа.
Воспитатель: Какое же задание приготовила для нас эта планета? А это пазл согласно нумерации от 1 до 10. Вот сейчас я предлагаю разделиться на две команды подойти к магнитным доскам и по цифрам сложить картинку, по итогу сказать, что же у вас получилось.
Итог проделанной работы «космонавты»
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
(Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, одев шлемы)
Воспитатель: Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Проговорите название этой планеты.
Дети отвечают полным ответом.
Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда.
Воспитатель: Эта планета приготовила для нас физминутку. Будем тренировать все тело.
Космическая физкультминутка «Тренировка»
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Потянулись и вздохнули)
Прочь прогоним лень и скуку, разомнем скорее руки. (Развели руки в разные стороны, собрали их к груди)
Громко топни правой ножкой, хлопни ты скорей в ладоши (Выполняют движения по словам)
Покрутили головой – и усталость вся долой (Повороты головы вправо, влево)
Воспитатель: Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.
(Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, одев шлемы)
Воспитатель: Мы приближаемся к планете Юпитер. Произнесем это название.
Воспитатель: Юпитер называют газовым гигантом. Над этой планетой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.
Задание: Д\И «Составь предложение, используя картинку».
Например: «ракета» - Ракета летит в космос.
«луна» - В небе светит луна.
«звезда» - Звезды в небе образуют созвездия.
Дети составляют предложения.
Воспитатель: Ребята, нам пора нам отправляться дальше!
(Дети перелетают на другую планету под космическую музыку,одев шлемы)
Воспитатель: Мы приближаемся к планете Сатурн. (Воспитатель показывает изображение планеты).
Воспитатель: Давайте произнесем название планеты «Сатурн»
Воспитатель: Обратите внимание — эту планету окружают кольца, это тоже газовая планета. Вот какие задания она для вас приготовила:
Задание: «Образуй множественное число».
(Дети образуют из существительных единственного числа в существительные множественного числа)
Например: ракета-…ракеты;
комета - …кометы;
планета-…планеты;
космонавт-… космонавты,
звезда-…звезды
спутник-…спутники
самолет-…самолеты
пилот-…пилоты
Воспитатель: Летим на планету Уран. (показываю картинку планеты) Проговорим название планеты. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо. Что же приготовила эта планета для нас?
Д/И «Скажи наоборот» (Дети подбирают слова-антонимы)
Воспитатель: Взлететь – а наоборот… (приземлиться, ярко – тускло, темно – светло, прилететь – улететь, далеко – близко, высоко – низко, длинный – короткий, вверх – вниз, легкий – тяжелый, горячая – холодная, трусливый – смелый, включать – выключать, медленно – быстро, гигант – карлик, день -ночь, солнце -луна, большой-маленький, веселый-грустный,тяжелая-легкая, злая-добрая, широкая-узкая, гладкая-пушистая, жарко-холодно, тонкая-толстая.
Воспитатель:Справились и с этим заданием. Летим дальше, одеваем шлемы.
(Дети перелетают на другую планету под космическую музыку)
Воспитатель: Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить задания.
Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря. (Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной.
Воспитатель: Молодцы ребята, с заданием справились. Одеваем шлемы. Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим? Земля.
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья с вами живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята! (Земля)
Воспитатель: Мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля. Дети а как вы думаете, какой формы и цвета увидел Ю. А. Гагарин нашу Землю из космоса?
Дети: круглой.
Воспитатель: Правильно, круглой, голубой,в облаках с зеленоватыми пятнами (показывает воспитатель планету вид из космоса).
Воспитатель:А как мы называем маленькую модель Земли?
Дети: глобус.
Воспитатель: Вот такая солнечная система у нас с вами получилась.
Воспитатель: А теперь хотелось бы вас проверить что же вы запомнили из нашего путешествия.
Игра-викторина «Угадай-ка».
(Дети отвечают на вопросы)
Воспитатель: Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка)
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики)
Воспитатель: Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
- Сейчас в награду раздам всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.