Парвана Набиева
Конспект занятия по развитию речи «Яблоко и рассвет» В. Сухомлинского
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи
в подготовительной к школе группе на тему
«Пересказ В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Воспитатель : Набиева П. Д.
г. Байконур
2022 учебный год.
Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Темочки
Цель : совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты по опорным картинкам, драматизировать их.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;
- Продолжать расширять словарь новыми словами, активизировать речь;
- Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами
Развивающие :
- Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
- Развивать зрительное восприятие внимания, способность обобщать.
- Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества, трудолюбие.
- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа:
Обучение работе по мнемотаблицам.
Заучивание пословиц о труде.
Словарная работа : листопад, рассвет.
Оборудование: опорные картинки, яблоки, мяч,маски.
Ход НОД:
Приветствие
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнышко родное!
Здравствуй матушка земля!
Здравствуй ты. здравствуй Я
Здравствуй все мои друзья
Слева друг, и справа друг
Вместе дружный общий круг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Организационный момент
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам:
"Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Сюрпризный момент
Воспитатель : Ребята,кто принес этот красивый осенний листочек? Не вы? Интересно, как он сюда попал?Давайте поставим его в вазу и будем любоваться (берет листок) Да тут что то написано:
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья
Угадайте, какое время года? (Осень)
Дидактическая игра «Приметы осени»(С мячом)
Воспитатель :Ребята, а какая осень?
Воспитатель: Ребята, а вы много знаете об осени? Какие месяцы осени вы знаете? Назовите. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Как называют осень в сентябре? (ранняя)
Середина осени –октябрь, как его называют (золотая). А как называют осень в ноябре? (поздняя)
Воспитатель: Какие осенние приметы вы знаете?Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Небо покрывается серыми тучами. Небо осенью хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное. Часто идут дожди — солнце светит все реже и реже. Солнце прячется за тучами. Греет плохо, солнечных дней стало меньше. День становится короче, а ночь - длиннее. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.) Животные осенью готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук, другие меняют шкурку (заяц, белка, третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.) Одежду мы надеваем теплую (куртки, кроссовки, сапожки, теплую шапку и варежки). Осенью люди на полях, в садах и огородах собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.)
Воспитатель: Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья (Листопад.)
Пальчиковая гимнастика
«Осень»
Осень, осень к нам пришла. Дождь и ветер принесла
Кап-кап-кап, кап-кап-кап. Дождь и ветер принесла
Пожелтел зеленый сад. Листья кружатся, летят
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Листья кружатся, летят
Песни птичек не слышны. Подождем их до весны
Чик –чирик, чик, чирик. Подождем их до весны.
Стук в дверь. Почтальон вносит посылку. В ней письмо.
«Здравсвуйте. Ребята!Пишет вам королева Осень. Весь свой сезон наблюдала я за вами. Вы очень дружные, умные, веселые ребята. Много знаете обо мне, и я решила вас наградить. отгадайте загадку и узнаете, что внутри»
Краснокожие бока.
Желтые, зеленые!
Сладки. Кислые, слегка,
Только не соленые!
Ароматны и вкусны.
С хвостиком срывают!
Витамины всем нужны
Силы прибавляют!
Часто, птички их клюют
Воробьи и зяблики.
Отгадали, кто они, ребята,
Это. (яблоки)
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Правильно, это яблоки. Рассмотрим яблоки : Какие они по внешнему виду?
Дети: Красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые.
Воспитатель: Какие они по размеру?
Дети: Большие, маленькие, огромные.
Воспитатель: А какие они по запаху?
Дети: Ароматные, душистые.
Воспитатель: А как вы думаете какие они на вкус?
Дети: Вкусные, сладкие, сочные, нежные.
Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет».
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает : нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.
Разбор фразеологических оборотов:
– не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)
– не мог одолеть – не мог победить, побороть когда так говорят? ( когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)
– собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что – то сделать когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)
– дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления).
Повторное чтение рассказа.
Гимнастика для глаз
Ветер»
Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)
Закачалось дepевцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)
Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше. (Встают и глаза поднимают вверх.)
Рассказ по опорным картинкам
Воспитатель: У вас на столах лежат опорные картинки. Давайте попробуем с их помощью восстановить последовательность рассказа.
Вопросы к детям
1. Как звали мальчика? (полные ответы Миша).
Воспитатель: Найдите карточку и положите на лист.
2. Куда приходил Миша? (в сад к дедушке).
Воспитатель: Какую карточку вы выберите? Положите ее рядом с карточкой где изображен Миша.
3. Как звали дедушку? (Корней) (дети находят картинку).
4. Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) (дети находят картинку) .
Воспитатель: Как можно кратко назвать эту часть рассказа?» Я вам помогу. Вот смотрите как мы подобрали картинки к 1 части рассказа.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, молодцы «В саду у дедушки Корнея».
5. Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?
(он увидел красивое, белое яблоко и не мог отвести от него глаз).
Воспитатель: Найдите карточку положите ее рядом с соседней.
6. Как развивалось дальше действие? (Миша попросил дедушку сорвать яблоко) (дети находят картинку) Дедушка предложил Мише прийти на рассвете и работать в саду (дети находят картинку).
Воспитатель: Как вы хотите назвать вторую часть рассказа? Посмотрите, следующая картинка вам подскажет.
Показ картинки «О чем мечтал Миша».
7. Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? Что ему мешало (потому что, он ленился) (дети находят картинку) .
Воспитатель: Что такое рассвет? (Это время перед восходом солнца, начало утра).
8. Что происходило дальше? (Миша собрался с силами, пришел на рассвете, налил пчелам воды, срезал сухие веточки) (дети находят картинку).
Третья картинка. «Миша победил лень».
9. Что взошло на небе? (Утренняя звезда) (дети находят картинку).
Воспитатель: А когда это яблоко стало не белым, а розовым? (Когда взошла утренняя звезда).
10. Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад? Каким яблоко было? (яблоко стало не белым, А как небо на рассвете – розовым) (дети находят картинку) .
11. Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет) (дети находят картинку).
Четвертая картинка. «На рассвете»
Физкультминутка
В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой) Посажена была. («сажают» яблоню) Она цветами белыми (руки подняты вверх, ладони изображают бутон) Весною расцвела. («цветок» распускается) Следил наш старый дедушка, (изображают дедушку) Известный садовод, Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой) Румяный сладкий плод. (пощипывают щеки)
Воспитатель: Теперь попробуйте пересказать этот рассказ по опорным картинкам. (4 детей рассказывают)
Воспитатель: Как это яблоко описал Василий Сухомлинский? (заветное яблоко) Получил мальчик заветное яблоко? (ответы детей)
Воспитатель: Представим, как Миша и дедушка разговаривали (диалог) О чем попросил Миша? А что ответил дедушка? Давайте разыграем сценку.
- Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай.
- Нет, дедушка… Лучше завтра.
- Почему?
- Хочу ещё раз увидеть рассвет.
Работа за столом.
Воспитатель: проходите за столы и приступайте к работе. Будем делать заветные яблоки!
1 пара. Аппликация рваной бумагой.
2 пара. Аппликация путем скатывания салфеток.
3 пара. Пластилинография.
4 пара. Выкладывание яблока – крупой.
- Молодцы! Какие красивые работы, вы все делали яблоко разным способом. Заберите свои работы домой и поставите на видное место и когда на вас нападает лень, будете вспоминать о Мише, который победил лень.
Итог занятия.
Чем мы сегодня занимались? Как называется рассказ. который мы пересказывали? Кто автор этого Вопросы к детям:
1. Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)
2. Почему Миша не стал срывать яблоко? (Миша хотел увидеть еще раз рассвет)
3. Чему учит рассказ Сухомлинского? (Трудолюбию, помогать страшим.)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня все очень хорошо потрудились, молодцы! А какие пословицы о труде вы знаете? (Дети называют пословицы о