Гнедкова Елена
Конспект занятия по развитию речи детей в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» с опорой на графические схемы.
Выполнила:
педагог первой квалификационной категории
Гнедкова Е. И. МАДОУ «Детский сад № 7»
г. Златоуст.
Программное содержание.
-Развивать умение детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения, соединять части рассказа, использовать графические схемы.
Темочки:
- Развивать умение детей эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы и умозаключения,
участвовать в беседах, совершенствовать диалогическую речь, отвечать на вопросы;
-Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений.
-Развивать умение детей понимать и объяснять значения выражений «взять за шиворот», «окунать в воду».
-Воспитывать интерес к чтению произведений о жизни диких животных.
Методические приемы: рассматривание картины, чтение произведения, беседа, работа с опорой на графические схемы.
Оборудование: репродукция «Купание медвежат» из серии «Дикие животные», яркий конверт, открытка, аудиозапись «Купание медвежат», схемы мнемо-таблицы, открытки на каждого ребёнка.
Ход занятия.
Организационный момент:
Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе,
Улыбаюсь целый день,
Улыбаться мне не лень!
Педагог. Улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день!
Педагог. Ребята, вы любите сюрпризы? Здорово, я тоже их очень люблю. Сегодня я приготовила для вас сюрприз. У меня есть конверт, он не простой, в нем лежит открытка. А вы знаете, почему она так называется? (Если ее открыть, то появится картинка или рисунок.) Хотите узнать, кто изображен на нашей открытке?
Ответы детей.
Педагог. Тогда попробуйте отгадать.
- Живут эти звери в лесу.
Они большие и сильные.
Зимой они любят поспать.
Все зовут их косолапыми.
Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.
Догадались, кто это? (ответы детей)
Давайте проверим правильно это или нет?
Педагог открывает конверт и достает открытку «Медведи в лесу». Открывает ее.
Педагог. Что изображено на открытке?
Педагог. Как называются животные, которые живут в лесу?
Ответы детей. Эти звери называются дикие животные.
Педагог. Назовите медвежью семью. (медведь, медведица, медвежата.)
Я вас с этой семьёй сейчас познакомлю (выставить картину «Купание медвежат»)
Педагог. Давайте посмотрим на картину внимательно. (рассматривают картину)
-Кого вы видите на картине? (ответы детей)
-Можно сказать, что это семья? (ответы)
- Ребята, скажите, пожалуйста, медведица какая? (большая, умная, заботливая).
- А какие медвежата? (маленькие, глупые, несмышлёные, забавные).
- Ребята, подумайте и скажите, какие у медведей шубки? (густые, мохнатые, тёплые).
- Ребята, как вы думаете, почему медведи залезли в воду?
-Верно, в летний солнечный день, как чувствуют себя медведи? (им жарко, неуютно, некомфортно).
- Ребята, а открытка то не простая, а звуковая. На ней рассказ, который называется «Купание медвежат». Его написал Виталий Валентинович Бианки. Показать портрет писателя)
Педагог включает запись рассказа. Дети слушают.
После прослушивания рассказа идёт обсуждение.
Педагог. Ребята, вам понравился рассказ?
- Кто шёл берегом лесной реки?
- Почему он влез на дерево?
- Чего он испугался?
- Вспомните, как писатель описал появление медведицы? (Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка).
- Что медведица сделала с первым медвежонком? (Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку).
- Что делал медвежонок? (Медвежонок визжал и барахтался).
- А медведица, что делала? (мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.).
-Ребята, как вы понимаете выражение: «выполоскала в воде»? (она окунала медвежонка в воде в разные стороны).
- А как поступил второй медвежонок? (пустился удирать в лес).
- Чего он испугался? (холодной ванны).
- Как он бежал? (пустился удирать, т. е. очень быстро).
- Как мама наказала медвежонка? (догнала и надавала шлепков).
- Как чувствовали себя медвежата после купания? (Оба медвежонка остались очень довольны купанием).
- Почему они остались довольны? (День был знойный и медвежатам было очень жарко в густых, мохнатых шубках).
- Чем закончилась история? (После купания медведи скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой).
- Ребята, охотник был злой или добрый? (ответы детей).
- Я думаю, что охотник был добрый. И он смеялся, сидя на дереве, как медведица воспитывает своих непослушных медвежат.
Педагог. Становитесь дети в круг, пришло время отдохнуть.
Физ. -минутка "Медвежата в чаще жили"
Медвежата в чаще жили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Головой своей крутили.
Вот так, вот так – головой своей крутили.
Медвежата мёд искали (Наклоны туловищем вправо и влево)
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так – дружно дерево качали.
И в развалочку ходили. (Изображают)
И из речки воду пили (Наклоны вперёд)
Вот так, вот так и из речки воду пили.
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот так, вот так кверху лапы поднимали
Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок!
Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)
(дети выполняют движения в соответствии со словами)
Педагог. Я вам сейчас прочту рассказ еще раз, а помогут мне в этом схемы.
(педагог читает рассказ, используя схемы плана)
Педагог. Дети, кто хочет пересказать рассказ, можно со своим другом? Кто начнёт? Кто продолжит?
(Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем,
заслушиваются 2-3 пересказа).
Педагог. Ребята, чей пересказ вам понравился, поему? (дети высказывают своё мнение)
Педагог. С каким рассказом мы сегодня познакомились? (С рассказом «Купание медвежат».)
- Кто его написал? (Его написал Виталий Бианки.)
-Какие слова и выражения вы сегодня узнали?
-Что вам больше всего запомнилось из рассказа?
- Вы все такие молодцы, и мне, кажется, сюрприз удался. За ваше старание я вам дарю по открытке, которую вы можете, например подарить кому-нибудь, поздравить и порадовать