Екатерина Карасёва
Конспект занятия по развитию познавательных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Создание условий для развития познавательных процессов, мелкой моторики, навыков саморегуляции.
2. Расширение и активизация словаря.
3. Развитие логического мышления и связной речи, умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.
4. Развитие способности к классификации, обобщению, сравнению.
5. Развитие умения устанавливать логические связи и отношение между предметами и явлениями, способности действовать по аналогии.
6. Развитие устойчивости и распределения внимания.
Публикация «Конспект занятия по развитию познавательных способностей» размещена в разделах
7. Развитие зрительной памяти.
8. Развитие зрительно-моторной координации.
9. Воспитывать вежливость, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками, доброе и чуткое отношение к животным.
10. Закреплять и систематизировать знания детей о домашних и диких животных.
Демонстрационный материал: игрушка-белочка, игрушка-Баба Яга, корзинка для грибов, иллюстрации диких и домашних животных для фланелеграфа, плакат с нарисованным домом Бабы Яги.
Раздаточный материал на каждого ребё нка: листы с заданием «Соберём грибочки»; листы с заданиями для упражнения «Найди пару»; таблица-план дома Бабы Яги; грибы, вырезанные из картона, точечный рисунок белочки.
Воспитатель
!.Организационный момент.
Упражнение-приветсвие ( Цель: настроить детей на совместную работу, сконцентрировать внимание)
- Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга, как обычно. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!
- Вот, мы с вами и поприветствовали друг друга. Настроение наше улучшилось, добрые наши сердечки стали ещё добрее. И на занятии сегодня мы будем как всегда добры и внимательны друг к другу, помнить о том, что перебивать друзей нельзя, говорить нужно по очереди.
- К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, какие вы умные и замечательные дети. Поздороваемся с ними.
- А теперь глазки смотрят на меня, ушки слушают меня!
2. Упражнение «Собираем грибы»
Цель: развитие устойчивости и переключения внимания
- Отгадайте загадку, кто к нам сегодня пришё л в гости:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
- Правильно, это белочка.
- Как вы догадались, что это белочка?
- Как вы думаете, много надо белочке грибов запасти на зиму?
- Поможем ей?
- Сейчас мы отправимся в лес за грибами. Посмотрите на картинку. Что вы видите? (Приложение 1 (Называют каждую из четырех картинок, нарисованных в рамке)
- Чтобы нас не намочил дождик, зачеркните карандашом все тучки так, как показано на образце в рамочке, и «соберите» все грибы — подчеркните их. Будьте внимательны! Не пропустите ни один гриб, ни одну тучку. (Выполняют задание 3 минуты.)
- Молодцы ребята! Но всё равно этих грибов не хватит белочке на всю зиму. Давайте ещё поможем ей. За активную работу и правильные ответы я буду давать вам вот такие грибочки, и в конце занятия мы подарим их нашей гостье, согласны?
3. «Поможем животным найти свой дом» ( Цель: развитие логического мышления, классификация)
- Но, что это с нашей белочкой? Она, кажется, плачет. Идите все скорее сюда, узнаем, что случилось. (Подходят к фланелеграфу, жалеют белочку, спрашивают, что случилось, делают предположения.)
- Я плачу (от лица белочки, потому что злая баба Яга заколдовала мой дом родной. Вы ведь знаете, где я живу (Да, в лесу, в дупле.)
- Теперь лес не просто лес, а заколдованный лес. Помогите нам, зверям, ребята! Посмотрите, как нас тут много.
- Давайте поможем этим несчастным животным справиться с чарами Бабы Яги. Все ли эти животные должны находиться здесь в лесу (Нет.)
- Почему (Здесь есть домашние животные)
-Сейчас, каждый из вас, по очереди, будет брать по одной картинке, и объяснять домашнее это животное или нет. Если животное домашнее прикрепляем картинку к домику, а если дикое оставляем в лесу.
(Берут по одной картинке, объясняют свой выбор и выполняют классификацию. Лошадь отправлю домой, потому что это домашнее животное. Человек заботится о ней, кормит, строит жилище – конюшню и т. д.)
4. Физкульминутка
У медведя дом большой,
(Руки поднять вверх, подъем на
носочки.)
А у зайца - маленький.
(Приседание на корточки, руки
вытянуты перед собой.)
Наш медведь пошёл домой,
(Переступание с ноги на ногу.)
А за ним и заинька.
(Прыжки.)
Мы зверяток провожаем
(Прощальные движения рукой.)
И занятие продолжаем.
(Дети садятся за столы.)
5. Упражнение «Найди пару»
( Цель: учить устанавливать логические связи и отношения между предметами и действовать по аналогии)
- Помогли мы зверям найти свои дома. А наше путешествие по заколдованному лесу продолжается. Стоп! А где же Белочка? Наша Белочка пропала. А это кто (Баба Яга)
- Да, это я! (от лица Бабы Яги)
- Я похитила вашу Белочку, и заодно прихватила её дружка Ёжиньку. Спрятала их в своей избушке. А чтобы добраться до неё, мои сладенькие, каждый из вас должен выполнить по одному заданию, да и воспитательница ваша тоже. Готовы?
- Тогда слушайте внимательно. На ваших карточках две картинки связаны между собой по смыслу, то есть образуют пару. Если вы такие умненькие, установите эту связь и подберите пару к третьей картинке. (Приложение 2)
6. Физкультминутка
- Молодцы мы! Справились с заданием Бабы Яги и скоро доберёмся до её избушки. Но, кажется, в лесу начинается дождь.
Капля — раз, капля — два.
Капли медленно сперва.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять:
Кап, кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем!
7. Упражнение «Запомни где»
( Цель: развитие зрительной памяти)
- Вот мы и подошли к домику Бабы Яги. Какой он большой! Посчитайте сколько в нём этажей (В доме 3 этажа.) А сколько комнат на каждом этаже (На каждом этаже 3 комнаты) Где же она прячет наших друзей: Белочку и Ёжиньку?
- У вас будет 30 секунд, чтобы запомнить это (показ на магнитной доске)
- Перед вами лежат листочки с планом дома Бабы Яги (Приложение 3). Нарисуйте в нужных квадратиках, где находится Белочка, а где Ёжинька.
8. Упражнение «Обведи по контуру и заштрихуй» ( Цель: развитие зрительно-моторной координации, тренировка руки)
- Ура мы нашли нашу Белочку и её друга Ёжиньку. Лес расколдован. И в благодарность за помощь Белочка дарит каждому из вас свою фотографию (Приложение 4). Нужно будет только обвести её по контуру и заштриховать слева направо.
9. Подведение итогов занятия.
- Давайте и мы с вами подарим Белочке свои подарки. Соберём в корзиночку заработанные грибочки. Белочка благодарит вас!
Приложение 1
Приложение 3.
Приложение 4.