Татьяна Графова
Конспект занятия по развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей подготовительной группы «В гостях у гномов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.
Задачи:
1. развивать эмоциональную сферу - учить детей определять эмоциональное состояние, чувства по мимике лица относительно различных ситуаций (игра «В гостях у гномов»)
2. развивать логическое и образное мышление; учить устанавливать причинно –следственные связи; формировать способности к анализу и синтезу; развивать пространственное воображение (игры «Четвёртый лишний», «Нитка и клубок» - задачи Пиаже)
3. развивать внимание и слуховую память; расширять объём памяти (игры: «Слушай сигнал», «Соберём чемодан»)
4. развивать зрительное восприятие
Публикация «Конспект занятия по развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей подготовительной группы „В гостях у гномов“» размещена в разделах
5. учить детей расслаблять мышцы тела, отдыхать – релаксация.
6. развивать речь, умение объяснить своё решение, высказывать своё мнение.
7. продолжать готовить детей к обучению в школе: развивать произвольность и рефлексию, познавательную активность, интеллектуальные способности, усидчивость, мотивацию к обучению.
Предварительная работа
Игры: «Отгадай чувство», «Четвёртый лишний», «Слушай сигнал»;
Релаксация «На берегу моря»
Демонстрационный материал:
1. карточки с изображением «Рисунков гномов» («Злая собака», «Разбитая ваза», «Торт со свечками», «Летающая тарелка»).
2. пять карточек с предметными картинками к игре «Четвёртый Лишний».
3. две нитки разного цвета, но одинаковой длины.
4. две полоски бумаги разного цвета одинаковой длины.
5. один воздушный шарик
Раздаточный материал:
36 карточек с изображениями гномов в разном эмоциональном состоянии (по 6 карточек на каждого ребёнка): «весёлый», «грустный», «злой», «удивлённый», «испуганный», «спокойный»
Атрибуты: бубен, магнитофон, аудиозапись «Шум моря»
Место проведения - групповая комната
Время проведения– 30 мин
Форма занятия - подгруппа детей (6 -10 чел.)
Ход занятия:
Установление контакта педагога с детьми
Педагог: Здравствуйте. ребята! Я рада видеть вас! Какое у вас настроение? Давайте встанем в круг, поприветствуем и похвалим друг друга по очереди, прижав свои ладошки к ладошкам соседа. Почувствуйте тепло и скажите друг другу доброе ласковое слово (Здравствуй Даша! У тебя очень красивая улыбка и т. д.). Ребята, вам приятно слышать ласковые добрые слова?
(Дети: Да, приятно.)
Педагог: Какое у вас сейчас настроение?
(Дети: Хорошее.)
Педагог: Тогда я хочу пригласить вас в интересное путешествие. Вы готовы отправится со мной в путешествие?
(Дети: Да.)
I ЧАСТЬ:
Педагог: Давайте сядем поудобнее, закроем глаза и представим, что мы оказались в волшебной сказочной стране. (Музыкальное сопровождение). В этой стране живут маленькие, смешные человечки – гномы, но все они такие разные. В стране гномов очень интересно, и дня не проходит без приключений и разных случаев. Гномы решили рассказать вам о них и нарисовали картинки. Посмотрите на эти рисунки и подумайте, что же произошло с гномами, какое настроение было у них в этот момент, какие чувства они испытывали. (Дети раскладывают перед собой в ряд карточки – пиктограммы).
Перед вами лежат «фотографии» гномиков, посмотрите на них внимательно, чем они отличаются друг от друга? Какое у них настроение?
(Дети: Один гном грустный, другой - радостный, третий - сердитый, четвёртый - испуганный, пятый - удивлённый, шестой - спокойный.)
Педагог: Правильно ребята. Посмотрите на их рисунки и подумайте, что произошло с каждым из гномиков и почему у них такое настроение.
Я показываю вам рисунок с происшествием, а вы мне показываете фотографию гнома, который его нарисовал. Вот посмотрите, что нарисовано на этой картинке: «Стол, на нём стоит вкусный, красивый торт со свечками». Наверное, у гномика День рождения. Теперь, покажите фотографию того гномика, у которого был День рождения, и которому подарили вкусный торт. Какое у него было настроение? Какое чувство он испытал? (Дети находят карточку – «фотографию» весёлого гномика и поднимают её вверх.)
(Дети: Это весёлый гномик. У него хорошее настроение.)
Педагог: Молодцы ребята! (Показать детям картинку с изображением злой собаки.) А что нарисовал гномик на этой картинке?
(Дети: На этой картинке нарисована злая собака, она лает на гнома.)
Педагог: Совершенно верно. Покажите фотографию гномика, на которого лает собака. Какое у него выражение лица? (Дети отвечают и показывают нужную карточку). Правильно, этот гномик испугался.
А какой случай нарисован на третьей картинке? (Картинка с изображением разбитой вазы.) Что здесь произошло?
(Дети: Красивая ваза упала и разбилась.)
Педагог: Да, разбитая ваза. А как вы думаете, гномику обидно, что это произошло? Найдите пожалуйста фотографию гнома, который её разбил и покажите мне. Какое у него настроение? Какое у него выражение лица?
(Дети: Это грустный гном. У него плохое настроение.)
Педагог: Правильно, гномик расстроен, ему грустно, потому что он разбил любимую вазу. А что вы видите на четвёртой картинке? (Картинка с изображением летающей тарелки с инопланетянами.)
(Дети: Летающая тарелка, а в ней инопланетянин.)
Педагог: Кто из гномов её нарисовал? Найдите его фотографию. Какое у него в этот момент было выражение лица? Какое чувство он испытал? (Индивидуальные ответы детей). Верно, это удивлённый гномик. Не каждый день можно увидеть инопланетян в летающей тарелке. Мы с вами можем только вообразить, как он может выглядеть, а этот гном увидел над своим сказочным городом летающую тарелку, а в ней настоящего инопланетянина. И наш маленький человечек, увидев такое чудо, конечно сильно удивился. Покажите мне своей мимикой, как удивился гномик, какое у него было лицо, выражение глаз бровей, губ. (Дети показывают, как выглядит удивлённый человек)
II ЧАСТЬ:
Педагог: Знаете ребята, что гномы не любят сидеть без дела и скучать. Это очень весёлые человечки, они любят играть и придумывать разные интересные игры - головоломки. Я знаю несколько игр, которые придумали маленькие смешные человечки. Давайте и мы с вами сейчас в них поиграем. Вот интересно, сможете ли вы отгадать загадки гномиков? А для того, чтобы их разгадать, надо быть очень внимательным и хорошо подумать.
1. Первая игра называется «Четвёртый лишний». (Покажу карточку с изображением четырёх предметов.)
Педагог: Посмотрите, что изображено на этой карточке? Подумайте, какой из четырёх предметов лишний и почему? (На карточке нарисованы: берёза, клён, дуб и роза)
(Дети: На этой карточке лишняя роза, потому что берёза, клён, дуб - это деревья, а роза - это цветок.)
Педагог: Совершенно верно, молодцы! Сейчас, посмотрите на следующую карточку, какие предметы на ней изображены? (На карточке изображены: ведро, кастрюля, сковорода и ложка.) Какой предмет лишний и почему?
(Дети: На этой карточке лишняя ложка. Потому что ведро, кастрюля, сковорода - это посуда, а ложка - это столовый прибор.)
Педагог: Правильно. А на этой карточке, какой предмет не подходит ко всем остальным предметам? (Лев, овца, медведь, тигр)
(Дети: На этой карточке лишняя овечка, потому что лев, медведь, тигр - это дикие животные, хищники, а овечка – домашнее травоядное животное.)
Педагог: Посмотрите внимательно, что лишнее на этой карточке: персик, помидор, слива или яблоко? Объясните почему?
(Дети: На этой карточке лишний помидор. Потому что персик, слива, яблоко - это фрукты, а помидор - это овощ.)
Педагог: Что не подходит ко всем предметам, которые изображены на пятой карточке (мотоцикл, автобус, самосвал, пароход) и почему?
(Дети: На этой карточке лишний пароход, потому что мотоцикл, автобус, самосвал - это сухопутный (наземный) транспорт, а пароход – водный транспорт.)
Педагог: Совершенно верно, молодцы!
2. Давайте поиграем в другую игру, загадки гномов будут более сложными и интересными. Игра называется «Нитка и клубок» (задачи Пиаже). Посмотрите, что у меня в руках? (Разноцветные ниточки). Как вы думаете одинаковой ли они длины? Как узнать?
(Дети: Нужно приложить их друг к другу.)
Педагог: Давайте это проверим. (Приглашаю ребёнка помочь мне, приложить одну ниточку к другой, соединить кончики, натянуть и сравнить их.) Сошлись кончики друг с другом? Одинаковые ли по длине красная и синяя нити?
(Дети: Кончики у ниточек сошлись. Красная и синяя ниточки одинаковые по длине.)
Педагог: Я возьму одну из ниточек и смотаю её в клубок. Какая из ниточек длиннее? Остались ли красная и синяя ниточки одинаковой длины?
(Дети: Ниточки одинаковой длины, одну из ниток смотали в клубок, но длина её осталась прежней.)
Педагог: Правильно. Нить приобрела форму клубка, но её длина не изменилась. Кто хочет проверить это? (Приглашаю ребёнка). Что для этого необходимо сделать?
(Дети: Необходимо размотать нитку, и приложить её к другой. Ребёнок сравнивает.)
Педагог: Верно, молодец!
3. Посмотрите на эти полоски бумаги. Как вы думаете, а полоски одинаковой длины? (Показываю детям бумажные полоски зелёного и жёлтого цвета, одинаковой длины и одинаковой ширины.)
Кто может проверить это? Как это сделать? (Ребёнок накладывает одну полоску на другую, соединяет их кончики и убеждается, что они одинаковой длины). Полоски разного цвета, но одинаковой длины. Посмотрите пожалуйста, что произойдёт с одной из полосок (складываю полоску «в гармошку»). Какая из полосок длиннее?
(Дети: Одной из полосок придали форму «гармошки», но они остались одинаковой длины.)
4. Педагог: Следующая загадка с воздушным шариком. Я надула для вас этот шарик. Скажите, что внутри шарика?
(Дети: Внутри шарика воздух.)
Педагог: Правильно. А какой формы этот шарик? (Круглый) Я сжимаю шарик в руках, изменилась ли его форма? Как вы думаете больше в нём стало воздуха или меньше? Объясните почему?
(Дети: Форма шарика изменилась, но количество воздуха осталось прежним. Потому что шарик завязан ниточкой, воздух из него не вышел).
Педагог: Молодцы, решили все трудные задачи наших сказочных друзей и много узнали интересного о свойствах предметов. Но я вижу, вы немного устали, давайте поиграем в другую игру, подвигаемся и отдохнём.
Игра называется «Слушай сигнал» (динамическая пауза). Предлагаю детям на определённое количество хлопков принимать соответствующие позы: аиста, лягушки, плакучей ивы и маршировать на месте.
III часть:
Педагог: Ребята, я знаю одного гномика, который собирался в путешествие и не как не мог собрать в чемодан свои вещи. Он не знал, что ему лучше взять с собой в дорогу. Он был рассеянным гномиком и вечно всё забывал. А вы, ребята, никогда ничего не забываете? Сейчас мы это узнаем. Давайте поможем этому гномику собрать вещи в чемодан. (Предлагаю детям по очереди перечислить предметы одежды, которую они кладут в чемодан к гномику, повторяя по памяти название тех вещей, которые назвали предыдущие дети.) Чемодан считается собранным, когда последний ребёнок перечислит все собранные в него вещи и добавит свою новую вещь.
(Дети: Я кладу в чемодан: носки, брюки, кофту, и куртку.)
Педагог: Молодцы ребята, вы помогли гному собрать свои вещи и ничего не забыли. Собираться в дорогу не легко. Вы, наверное, утомились? Я вам предлагаю представить, что мы вместе с маленьким другом приехали отдыхать на море.
Релаксация «На берегу моря» (аудиозапись – шум моря):
Предлагаю детям сесть на коврик, закрыть глаза и представить, что мы оказались на берегу моря.
Педагог: В голубом небе светит яркое солнце, шумит прибой, над водой летают и кричат белые чайки. Мы спокойны. Нам удобно, тепло и хорошо. Пахнет морем. Дышим легко и глубоко (вдох – выдох). Давайте погуляем по берегу моря и поищем красивые камушки. Останавливаемся, нагибаясь за камушком, заходим в воду и брызгаемся, зачерпывая воду руками. Садимся на песок и начинаем играть с камушками. Подбрасываем камушки вверх и ловим, кидаем их вдаль. Набираем в руки песок (делаем вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задерживаем дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (делаем выдох). Стряхнём песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела - лень двигать тяжёлыми руками. (Повторить 2-3 раза). Хорошо отдыхать на море, но всё когда – нибудь заканчивается, заканчивается и наш отдых. Заканчивается и наше путешествие. Мы возвращаемся в садик.
Давайте вспомним, у кого в гостях мы сегодня побывали? (В гостях у гномов). Что мы там делали? (Играли в игры). Вам понравилось наше занятие? А мне очень понравилось заниматься с вами. Спасибо за внимание! До свидания!