Ирина Бендерская
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников. Образование притяжательных прилагательных
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №34»
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий русского языка
в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Тема:
«Образование притяжательных прилагательных»
Составила: Бендерская Ирина Николаевна
1. Коррекционно – образовательные задачи. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных с помощью суффикса – и- с чередованием (волчий). Уточнять и активизировать словарный запас по теме: Дикие животные.
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников, Образование притяжательных прилагательных» размещена в разделах
2. Коррекционно-развивающие задачи. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, тонкой моторики, координации речи с движением, ритмических способностей.
3. Воспитательные задачи. Воспитание желания и потребности приобретать знания, доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, доброго отношения и интереса к миру животных.
Оборудование: мяч, теремок, игрушки зверей (белка, лиса, заяц, медведь, волк); буква И; картинки с изображением хвостов (заячий, лисий, волчий, медвежий, беличий); картинки с изображением животных (заяц, лиса, волк, медведь, белка);картинки с изображением детёнышей зверей;карточки – «цветные символы» обозначающие животных (коричневый кружок – медведь, белый кружок – заяц, оранжевый – лиса, оранжевый с шишкой – белка, серый кружок – волк, музыкальные инструменты (маракас, бубен, металлофон, барабан, треугольник).
Ход занятия
Организационный момент
Игра с мячом: «Скажи чей?»
Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-.
- Ребята, давайте поиграем, я говорю слово, например: «Мама» и бросаю вам мяч. Вы возвращаете мне мяч со словом: «Мамин».
Папа, бабушка, Саша, дедушка, Катя.
- На какой вопрос отвечали слова: мамин, бабушкин?
Слова отвечали на вопрос: чей?
1. Объяснение нового материала.
- Ребята, сегодня мы будем играть со словами, которые будут отвечать на вопрос: Чей? Давайте отправимся в лес на прогулку.
(Перед детьми стоит теремок, в окнах которого сидят игрушки животных: медведь, лиса, волк, заяц, белка)
- Ребята, что это? Теремок. Кто же в нём живет?
- Животные.
- Какие животные живут в теремке?
- А в нашем теремке живут дикие звери.
- Кто это?
- Это заяц, лиса, волк, медведь, белка.
- Звери нам рады. Но, ребята, у них неприятности.
2. Музыкальная сказка «Хвосты».
- Я расскажу, что случилось, а вы мне поможете. Вы любите играть на музыкальных инструментах? Выберите себе музыкальный инструмент и приготовьтесь мне помогать.
Звучит вступительная музыка. Дети под музыку играют на музыкальных инструментах.
- Однажды ночью поднялся сильный ветер (Дети играют на музыкальных инструментах хаотично, изображая ветер) и разметал все звериные хвосты. Ветер – шалун все хвосты перепутал! Звери расстроились и побежали на полянку.
Вот мы слышим топоток зайца (маракас).
Потом пришел медведь, ломая кусты (бубен).
За ним прибежала лиса (металлофон).
Пришел волк (барабан).
Прискакала белка (треугольник).
Наши звери просят нас помочь им! Как же это сделать? (Предложения детей выслушиваются и обсуждаются).
- Но, наше занятие речевое. Вы сможете помочь, если назовёте правильно – у кого чей хвост. (картинки с хвостами)
- Ребята, это хвост кого? (Это хвост лисы).
- А как сказать, чей это хвост?
- Было слово лиса, мы добавили частичку –И-.
- Получилось слово лисий.
- И теперь понятно, чей это хвост, но вот какая проблема. Если такую частичку добавить к слову заяц, что получится? Попробуйте. Ничего не вышло. А к слову медведь? Волк?
- Я вам открою один секрет… Эту частичку попробуйте добавлять к слову, которое обозначает детёныша. Медвежонок – добавим частичку –и-, получилось медвежий. А теперь и вы попробуйте. - Было слово медвежонок, добавим частичку -И-, получится, что это медвежий хвост. Итак, у медвежонка хвост медвежий и у медведя тоже – хвост медвежий.
- Зайчик, добавим частичку – И-, получится заячий хвост.
- Было слово волчонок. Добавим частичку -И-. получилось слово - волчий хвост. И у волка тоже хвост чей? Волчий.
Это бельчонок. Это - беличий хвост.
- Звери вам благодарны и очень довольны.
3. Пальчиковая игра с музыкой. «Мишка косолапый по лесу гулял …»
Музыкальная игра Е. Железновой. (Аудиозапись)
Мишка косолапый по лесу гулял,
Большой палец и мизинец правой руки – лапы медведя. Остальные пальцы прижаты к ладони.
Для своей берлоги место выбирал.
Мишка гуляет переваливаясь.
Под сосной высокой землю стал копать,
Левая рука – сосна. Ставим ее на локоть, пальцы растопыриваем. Скребем пальцами правой руки у локтя.
Выкопал берлогу и улегся спать.
Левую руку ставим на ребро и накрываем медведя.
Звездочки – снежинки падали с небес.
Руки поднять вверх, ладони изображают снежинки и медленно опускаются вниз.
Снег покрыл дорожки, и поля, и лес.
Руки плавно движутся влево – вправо.
И всю зиму ветер в том лесу шумел,
Руки поднимаем вверх, пальцы растопырены, качаем.
И всю зиму мишка под сосной храпел.
Складываем ладони, кладем их под щеку
4. Игра «Доскажи словечко»
Слова Р. Кирьяновой
У белочки ушки … беличьи,
Пушистый … беличий хвост,
Нарядная шубка … беличья
И очень маленький рост.
5. Игра «Чей голос прозвучал?» (авторская)
Ведущий выбирает картинку с изображением животного (медведь, волк, лиса, заяц, белка) и произносит протяжно, слитно гласные «А-У», показывая голосом: силой и высотой звучание этого зверя. Дети отгадывают, кого изображает голосом ведущий.
Например: Это медвежий (лисий и т. д.) голос.
Отгадавший ребенок выбирает себе картинку и игра продолжается.
6. Игра «Кого я встретил в лесу?». (авторская) (Закрепление нового материала)
Дети берут карточку – «цветной символ» обозначающий животного и составляют предложение с притяжательным прилагательным. Медведь – коричневая карточка, волк – серая карточка, лиса – оранжевая, заяц – белая, белка – оранжевая с шишкой. Например:
Я встретил в лесу зайца. У зайца заячьи уши, заячья голова и заячий хвост.
7. Итоги занятия.
- Ребята, перечислите задания, которые вы выполняли сегодня?
Литература:
1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»;
2. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи»;
3. Т. А. Ткаченко «Учим говорить правильно»;
4. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи».