Наталья Леонидовна Кулиш
Конспект занятия по ранней профориентации «Осмотрщик вагонов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование знаний детей об окружающем мире – железной дороге и профессиях людей железнодорожного транспорта.
Задачи:
- познакомить детей с новой профессией «осмотрщик вагонов»;
- расширять и обогащать словарный запас детей за счет ведения слов по железнодорожной тематике;
- развивать познавательные процессы детей (память, внимание, мышление);
- воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта;
- сформировать предпосылки к ранней профориентации дошкольников.
Публикация «Конспект занятия по ранней профориентации „Осмотрщик вагонов“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы по теме «Железная дорога, железнодорожные профессии».
• Дидактические, словесные, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры по теме.
• Рассматривание альбомов с фотографиями родителей-железнодорожников «Моя железнодорожная семья».
• Тематические беседы, отгадывание загадок, заучивание стихотворений на тему «Железная дорога».
Оборудование: экран и проектор для презентации, конструктор, игра «железная дорога», набор инструментов, детские железнодорожные жилеты.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наш поселок?
Дети: Волочаевка 2!
Воспитатель: Правильно! А вы знаете, что Волочаевка – это железнодорожный поселок? В нашем поселке находится много железнодорожных предприятий: ДЭПО, ПТО, ПЧ, ШЧ, ЭЧ и так далее и многие жители Волочаевки работают на этих предприятиях. А вы знаете, кем работают ваши родители? (ответы детей)
Воспитатель: Вот видите, сколько железнодорожных профессий вы уже знаете! А сегодня я хочу познакомить вас с еще одной очень важной и нужной профессией. Называется она «Осмотрщик вагонов».
Слайд 2
Воспитатель: В нашем детском саду тоже есть ребята, папы которых работают осмотрщиками. Это папа Влады Б., Ильи К., Макара Д.
На станции Вы можете увидеть человека в оранжевом жилете, который стучит молоточком по колёсам поезда. Это осмотрщик вагонов.
От вагона до вагона
Кто шагает вдоль перрона,
Кто за смазкою следит,
Каждый болтик оглядит,
Молотком коротконосым
По стальным стучит колесам
И выслушивает их,
Словно врач своих больных?
Слайд 3
Место работы осмотрщика вагонов это железнодорожная станция. Он работает на улице в разное время года: в жару и в мороз. Как только поезд останавливается, осмотрщик промается за свою работу.
Слайд 4
Воспитатель: А вы знаете, что делает осмотрщик, в чем заключается его работа? (ответы детей).
Поезда, как и человек, нуждаются в лечении. Осматривает, ставит диагноз и лечит (ремонтирует) осмотрщик вагонов. Осмотрщик, это своего рода, врач, диагност вагонов, который должен определить, чем болен вагон. Для того, чтобы определить неисправности, особенно скрытые, требуется большое внимание и наблюдательность. После остановки поезда группа осмотрщиков начинает осмотр поезда с двух концов, с двух сторон состава. Он должен заметить все неисправности – может колесо где-то от трения стало плоским – это место называется “ползун”, его следует заменить.
Слайд 5
Воспитатель: В мире существует огромное количество профессий и людям той или иной профессии необходимы свои специальные инструменты. Осмотрщику они тоже нужны, ведь хорошо осмотреть вагоны без них не получится. Вы знаете, какие инструменты использует осмотрщик в своей работе? Нет? Ну, тогда, внимание на экран.
Слайд 6
Воспитатель: Главная задача осмотрщика вагонов убедиться, что вагон пригоден к эксплуатации. Для этого ему нужны различные приборы:
Молоток с длинной ручкой – чаще всего мы видим, как осмотрщики простукивают колесные пары своими молоточками. По характеру звука выявляются поломки колесных пар. Так как колеса у поездов цельнолитые, то в норме звук при ударе должен получаться заливисто-звонким и громким. Если же целостность колеса нарушается, например, появляется трещина, то колебания от удара не распространяются дальше нее, при этом звук становится глухим и гаснущим.
Щуп – пластины щупа служат для измерения зазоров (просветов, получающихся в соединениях отдельных деталей между собой. Набор пластин составлен таким образом, что, комбинируя их, можно измерять любой зазор с точностью до миллиметра, это важные показатели исправности деталей.
Зеркало – не все детали видно сразу, есть детали, которые находятся за другими деталями, чтобы их рассмотреть, нужно зеркало.
Металлическая щетка – нужна осмотрщику, чтобы отчистить деталь от грязи и смазочных материалов перед осмотром.
Фонарь – нужен для осмотра вагонов в темное время суток и в непогоду.
Слайд 7
Различные измерительные приборы – помогают измерить размер деталей, зазоры между ними, осмотрщик должен знать какого размера должна быть деталь, каков допустимый процент износа, измеряя детали, он определяет, можно ими еще пользоваться или нет.
Так же у осмотрщика вагонов с собой всегда есть Ключи (накидной и гаечный) – при помощи их он может сразу подтянуть болт, закрепить разболтавшуюся деталь сразу на месте, не отправляя вагон на ремонт.
Воспитатель: Осмотрщик вагонов должен быть физически сильным и выносливым человеком, ведь он работает на улице в разное время года и в любую погоду: в жару, в мороз и в дождь. Поэтому ему необходима специальная одежда, форма. Сейчас я расскажу и покажу вам, как она называется и как выглядит.
Слайд 8
Требования к одежде:
Перед началом работы работник должен надеть спецодежду и специальную обувь, застегнуть все пуговицы (куртка и брюки должны быть надеты навыпуск, карманы закрыты клапанами). Специальная одежда должна быть исправна, не сковывать движения. Носить специальную одежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами не допускается. Нельзя закалывать одежду булавками, иголками, держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
Также необходимо надеть сигнальный жилет со световозвращающими накладками.
Воспитатель: А давайте мы с вами немного поиграем и побудем сами побыть осмотрщиками и ремонтниками вагонов. Надеваем железнодорожные жилеты и подходим к столу. Перед вами железная дорога. Конечно, она не настоящая, а игрушечная. Сосчитайте, сколько вагонов в этом железнодорожном составе? (ответы детей).
Правильно, молодцы. Осмотрите внимательно этот состав и скажите, что в нем не так? (вагоны неисправны). Сможет этот поезд ехать дальше? Конечно же, нет. Что же нам нужно сделать?
Дети: Починить вагоны!
Воспитатель: Совершенно верно. Мы справимся, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну, тогда, за работу! (дети подходят к игрушечной железной дороге, осматривают вагоны, крепят колеса, проверяют соединения вагонов, ставят на рельсы, включают).
Воспитатель: Ура! У вас все получилось, и наш поезд может отправиться в дальнейший путь.
Воспитатель: Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии, чему научились? (ответы детей)
Слайд 9
Воспитатель: Вы большие молодцы. Уже многое знаете о професси осмотрщика вагонов. А знаете ли вы, кто может стать осмотрщиком? (ответы детей)
Для того чтобы стать осмотрщиком вагонов нужно многое знать о строении вагонов и их деталей, быть внимательным, чтобы не пропустить ни малейшую неисправность, обладать хорошим слухом и зрением, развивать память, а главное, обладать физической выносливостью, ведь работать придется в любую погоду и днем и ночью.
Слайд 10
Он вахту важную несет
И поезд от беды спасет!
Везде проверит, обстучит,
Махнет рукой – и поезд мчит.
Воспитатель: Сегодня вы не только познакомились с очень нужной и важной железнодорожной профессией, но и сами смогли побыть в роли настоящих осмотрщиков. Вы обнаружили неисправные вагоны и починили их, чтобы поезд мог быстро и без аварий перевозить грузы и пассажиров. Возможно, кто-то из вас, когда вырастет, станет осмотрщиком вагонов.