Светлана Тихонова
Конспект занятия по продуктивной деятельности в русской избе в старшей группе «Роспись тарелочки мотивом Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Детски сад №4 Ломоносовского р-на., п. Новогорелово
Конспект занятия по продуктивной деятельности в русской избе в старшей группе на тему : Роспись тарелочки мотивом Гжель.
Цель: знакомство детей с традиционным убранством русской избы на примере особого вида росписи – Гжель. Обогащение представлений ребят о жизни людей на Руси.
Задачи:
Обучающая:
Публикация «Конспект занятия по продуктивной деятельности в русской избе в старшей группе „Роспись тарелочки мотивом Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
- Учить выделять характерные особенности данного промысла – его цвет, форму.
- Учить выполнять основные орнаменты с применением традиционных элементов и цветов
Развивающая:
- Совершенствовать умения работать с гуашью.
- Развивать понятия о цвете, аккуратности.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
- Воспитывать интерес к традиционной культуре Руси.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением Гжельской росписи.
- Познавательный рассказ о мастерах и традициях.
- Демонстрация изделий, украшенных Гжелью.
Демонстрационный материал:
Фигурка Петя-петушок, предметы с растительным узором, тарелочка, чашечка, иллюстрации с изображениями различной утвари.
Раздаточный материал:
Краски гуашь, кисточки, белый картон в форме круг, емкость с водой
Продолжительность занятия – 30 минут.
Ход занятия:
Вводная часть:
В: Здравствуйте, ребята!
- Кто же пришёл к нам в гости? Это Петя-петушок. Посмотрите, какой он нарядный! Он пришёл к нам из прошлого. А живёт он в русской избе! Петушок приготовил для нас стихотворение. Послушайте его, пожалуйста.
Здесь рисуют девицы
Белые картинки,
Голубой узор на них,
Словно паутинка.
Эти синие цветы
Мы в узоры заплели.
Синих красок карусель
Называют всюду Гжель!
П. Синявский.
В: Ребята, как вы думаете, как называется роспись, с которой мы познакомились в стихотворении?
Д: Гжель.
В: Правильно ребятки!
В: А сейчас, ребята, послушайте, где впервые начали изготавливать предметы с этой росписью.
Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 12 века имеются сведенья о первых изделиях местных гончаров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета, которая придавала самобытности. И получила она название гжели. Вначале народный промысел именовался как «жгель». Изначально такое название происходило от словосочетания «жечь глину». В дальнейшем это слово превратилось в знакомое нам – Гжель.
Воспитатель демонстрирует плакаты с изображением предметов, украшенных Гжельскими орнаментами.
В: Дети, скажите, пожалуйста, какой цвет используют для изготовления гжельского узора?
Д: Белый, синий, голубой
В: Посмотрите внимательно, а какие узоры используют гжельские мастера?
Д: Цветы, завитки, капельки.
В: А как вы думаете, на какие изделия мастера наносят эти узоры?
Д: Чайники, тарелочки, фигурки животных, самовары, чашки, матрёшки, вазы….
В: Ребята! Сегодня, вы сможете почувствовать себя мастером Гжели! Посмотрите на эту тарелочку. Какой красивый на ней узор. Что вы видите?
Д: Кружочки, завитки, листики, цветочки
В: Дети, наш Петя-петушок будет очень рад получить от вас столько замечательных тарелочек. Давайте очень постараемся для этого!
Но перед этим, ребята, давайте немного разомнём наши пальчики.
Физ. минутка:
Раз, два, три, четыре, пять (сгибают, разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать (поворачиваются друг к другу)
Чёрточки, полоски (изображают короткие чёрточки, а затем длинные полоски двумя руками)
Капельки и точки. (изображают дождик, а затем ставят точки двумя руками)
Лишь бы запомнить запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой)
Как рисуем мы сетки Гжель (руки вниз и в стороны)
В: Молодцы, ребята! А теперь садимся на места. Сейчас мы все превратимся в мастеров Гжели!
Д: Садятся на места.
Воспитатель напоминает, что начинать удобнее с крупных элементов узора, переходя к средним, а затем к самым маленьким.
Воспитатель следит за выполнением узора, помогает детям, у которых возникли трудности и необходима помощь, следит за осанкой детей, за тем, чтобы дети правильно держали кисть в руке, а также за техникой выполнения работ.
Итог занятия :
В: Ребята, давайте вспомним с каким народным творчеством мы сегодня познакомились?
Д: Гжель
В: В чем особенность Гжели? Чем она отличается от других видов живописи?
Д: Используется только синий, голубой, белый цвет.
В: Ребята, Вам понравилось побывать в рои мастеров?
Что понравилось, что нет, что получилось, что не очень?
Д: ответы детей.
Воспитатель рассматривает работы, не забывает похвалить каждого ребенка и указать на положительные стороны.
Устраивается выставка работ.