Мошкола Марина
«Времена года — красота круглый год». Конспект занятия по продуктивной деятельности для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Вид: продуктивная деятельность, рисование - живопись
Цели
Развивать у детей эмоциональное восприятие непрерывной смене времен года, различать их по присущим им характерным признакам, цветам и оттенкам; вызвать адекватный отклик на живописные пейзажи; показать красоту дерева на протяжении четырех сезонных циклов года.
Задачи
Образовательные:
- Продолжать формировать представление детей о понятии: «пейзажная живопись».
- Закрепить представление детей о годовом цикле, как о непрерывной смене времен года.
- Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
- Формировать интерес к природе через сказку и дидактическую игру.
- Способствовать формированию композиционных умений при составлении композиции рисунка.
- Закреплять умение описывать предмет по его основным признакам.
- Уточнять знания детей о видах пейзажей.
- Упражнять в умении слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.
- Обратить внимание на то, что цвет в живописи – это основное свойство выразительности.
- Обогащать словарь детей эстетическими, эмоциональными и искусствоведческими терминами.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, умение видеть эстетическую направленность в картинах художников, в иллюстративном материале.
- Развивать и накапливать у детей собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств.
- Развивать эстетический вкус, активизировать на создание ярких, образных рисунков.
- Развивать умения, связанные с художественно – образным отображением предметов и явлений в художественной деятельности.
- Развивать и закреплять умение использовать в художественном творчестве кисти разных размеров.
- Развивать познавательную активность, речевые умения при использовании схем и моделей.
- Развивать эмоциональную, описательную, образную, инициативную речь.
- Развивать коммуникативные способности детей: грамотно формулировать ответ на вопрос, объяснять свою точку зрения.
- Развивать желание высказываться по поводу увиденной картины, соотносить со своим опытом.
- Развивать активность, любознательность и творческую самостоятельность.
Воспитательные:
- Воспитывать художественное восприятие детьми произведений
искусства.
- Воспитывать желание созерцать красоту природы в любое время года.
- Воспитывать любовь и познавательный интерес к природе родного края.
Развитие речи
Расширение словаря: живопись, горизонтально, вид, пейзаж, космический, городской, фантастический, деревенский, архитектурный, индустриальный, горный, парковый, морской, водный лесной, зимний, осенний, весенний, летний, коллаж, мудрость.
Активизация словаря: ответы на вопросы и самостоятельные высказывания детей.
Музыкальный ряд: музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Литературный ряд: сказка, стихи о временах года, стих для физ. минутки.
Материалы и оборудование
Техническое оснащение:
- ноутбук и флеш - накопитель с презентацией «Сказки леса»;
- магнитофон и диск с записью альбома П. И. Чайковского «Времена года».
Оборудование:
- столы, стулья по возрасту и росту детей;
- большая магнитна доска.
Наглядно – дидактические пособия:
- дидактическая игра «Времена года - красота круглый год»
- репродукции картин;
- модели (карточки) видов пейзажей - магнитные.
Изобразительные средства и материалы:
- фартуки, салфетки;
- краски 6 цветов «гуашь»;
- кисти двух размеров;
- ватные полочки;
- банки с водой;
- листы альбомные А4;
- палитры.
Предварительная работа:
- Просмотр с детьми презентации «Красота круглый год»
- Предварительная продуктивная художественная деятельность педагога с детьми тема «Строение дерева» живопись 1 часть занятия.
- Беседы о временах года, рассматривание репродукций картин природы в разное время года.
- Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, репродукций картин с изображением деревьев.
- Создание для детей, родителей и педагогов наглядных пособий – журналов: «Деревья, что важно знать о них?», «Природа – художник», «Художники - дизайнеры».
- Дидактические игры: «Цвет дерева - тёплые и холодные цвета», «Путешествие осеннего листочка», «Назови вид пейзажа» - куб, «Разрезные картинки – природный пейзаж.
- Слушание музыки П. П. Чайковского «Времена года», песенки «Во поле березка стояла…», мелодии «Звуки леса».
- Чтение стихов, сказок о разных видах деревьев (картотека).
- Совместная продуктивная художественная деятельность педагога с детьми, ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года и вне занятий.
Основные этапы:
1. Работа с карточками – моделями. Определение видов пейзажей.
2. Сказка «Путешествие березки» в формате презентации.
3. Настольная дидактическая игра «Времена года – красота круглый год».
4. Самостоятельная продуктивная творческая деятельность детей. Физкультминутка.
Содержание:
Педагог обращается к детям:
- Ребята, когда я прихожу за вами в группу, Вы сразу спрашиваете: Чем мы будем заниматься и что будем рисовать? Предлагаю вам самим ответить, на эти вопросы, посмотрев на карточки.
Ответы детей:
- Заниматься - живописью, рисовать - пейзаж.
- Но пейзажи разные бывают, кокой пейзаж мы будем рисовать сейчас, что бы это узнать выполните задание.
- Посмотрите, на магнитной доске выставка 8 видов пейзажей.
- Перед вами 7 карточек с моделями этих пейзажей. Возьмите каждый по одной, определите и назовите вид пейзажа, прикрепите его на картинку. Картин семь, а карточек шесть, сколько не хватает, правильно, одна картинка останется без карточки. И так мы будем рисовать пейзаж того вида который остался без карточки.
Дети определяют виды пейзажей: космический, городской, фантастический, деревенский, архитектурный, индустриальный, парковый, природный.
- Не хватает карточки к природному пейзажу.
Молодцы, двигаемся дальше, перед вами ребята «Виды природного пейзажа» назовите их: горный, морской, водный; одна картинка закрыта.
- Подумайте и назовите, какой вид природного пейзажа закрыт?
- Лесной пейзаж.
- Какие бывают лесные пейзажи?
- Зимний, осенний, весенний, летний.
- Но как выбрать какой лесной пейзаж сегодня нарисовать: зимний, осенний, весенний или летний? Какое время года лучше?
- Можно долго спорить, какое время года лучше нарисовать. Нам нужен мудрый совет.
- Я знаю, что нам поможет разрешить спор и определиться с выбором сюжета рисунка – это сказка, так как в каждой сказке есть мудрость.
Воспитатель читает сказку «Путешествие Березки» и показывает слайды презентации с сюжетами рассказываемой истории.
Выросла на опушке леса белоствольная берёзка. Захотелось ей по всем временам года попутешествовать, посмотреть, в каком же времени года лучше, интереснее, может весной или летом, а может все таки зимой, а вдруг - осенью.
И так, отправилась берёзка в осень. Смотрит на свой наряд, любуется. Стоит, словно в золоте. Но вот, набежали тучи, подул ветерок – озорник, стало холодно. Пошёл холодный дождь. - Нет, - думает берёзка, что – то не хочется мне гулять по осени, лучше я в зиму отправлюсь.
Огляделась по сторонам, красота! Солнышко светит ярко, снег искрится и переливается миллионами разноцветных звёздочек. Залюбовалась берёзка своей шубкой белой, тёплой. Но вот опять подул проказник ветерок, согнулся ствол у нашей маленькой берёзки, зазвенели ледяными сосульками веточки. – Ну, уж нет, сказала берёзка, пойду - ка я в весну.
А весной красота кругом, природа просыпается, появилась травка, расцвели первоцветы, а у нашей берёзки появились почки, а из них молодые листочки светло – зелёного цвета. Прилетели птицы, проснулись насекомые, шум, гам! Зажурчали ручейки. - Ах, как шумно, сказала берёзка, пойду я в лето.
А летом красота. Цветов видимо – невидимо, пчёлы летают, мёд собирают, разноцветные бабочки порхают. Посмотрела на себя берёзка, до чего хороша! Тряхнула ярко – зелёной листвой, радуется, любуется. Прибежали детки. хотят залезть, согнули веточки, сорвали листочки, разозлилась берёзка. - Пойду я лучше в осень.
Тут не выдержало солнышко, сказало: «Нельзя прыгать из одного времени года в другое. Всему в природе своё время. Каждое время года по- своему прекрасно».
- Ребята, помните, какие мудрые слова сказало Солнышко?
- Послушав эту сказку, хочется нарисовать сразу все четыре времени года на одном листочке. Ребята, как вы думаете, это возможно?
Ответы детей положительные, т. к. они вспоминают увиденную ранее презентацию с картинами художников выполненные в манере заданного вопроса, т. е. на одной картине четыре времени года.
- Да это возможно, мы видели такие картины, ведь каждый художник немного волшебник, он может изобразить то, чего не бывает.
Проводится дидактическая игра «Времена года – красота круглый год». Педагог объясняет.
- Перед вами картинка, с изображением дерева в центре, разделенная на 4 части линиями, на каждую часть нужно положить сезонные фигурки соответствующие одному времени года.
На каждой части значок, он вам поможет не запутаться.
Дети составили коллаж.
- Молодцы, получилось очень красиво, но если картинку задеть все снова перемешается, красота разрушиться, что бы сохранить эту красоту, что можно сделать? Правильно нарисовать то, что сейчас собирали.
- Сегодня нам пригодятся не законченные работы, помните, мы рисовали красивое дерево.
- Посмотрите я нанесла линии, которые разделили рисунок на 4 части, не переживайте их потом сотрем ластиком.
- Почему, нужны 4 части.
- Рисуем четыре времени года, каждая часть - это одно время года.
- Начинаем рисовать.
Самостоятельная деятельность детей, под музыкальное сопровождение. Педагог помогает воспитанникам: советует, подсказывает нужное художественное решение, направляет творчество, подбадривает.
Дети встают, остаются возле стульчиков, педагог проводит физкультминутку:
Руки к носу и к ушам,
Потрясите ту и там.
Руки врось, по сторонам.
Громко хлопните в ладоши,
И скажите – «Я хороший»
Сильно, сильно подтянитесь,
И с соседом обнимитесь.
Закончив рисовать, дети рассматривают рисунки.
Педагог хвалит ребят и читает стихотворение:
Белизна, сугроб, снежинка –
Это зимняя картинка.
Солнце дарит нам тепло.
Ура! Весна! Все расцвело!
Бабочки, зелень, цветов полно –
Это лета полотно.
Лес, стал желтым очень –
В нем поселилась осень.
В каждом времени года своя красота.
Вы со мной согласны друзья?
- Ребята, и так какую мы нарисовали картину?
- Пейзаж: природный, лесной.
- А еще какой? Помните, мы с вами говорили, что художники немного волшебники рисуют то, чего не существует. Можно в лесу встретить такое дерево?
- Нет.
- Значит, пейзаж можно назвать…
- Фантастическим.