Идрисова
Конспект занятия по прочтению отрывка из произведения Скребицкого «Всяк по-своему» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
ФИО участника: Идрисова Адэля Ленаровна
Образовательные области: Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Тема занятия : произведение Георгия Алексеевича Скребицкого «Всяк по-своему».
Возрастная группа : Старшая группа
Публикация «Конспект занятия по прочтению отрывка из произведения Скребицкого „Всяк по-своему“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Скребицкий Г. А.
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Цель занятия : дочитывание произведения Г. А. Скрябицкого «Всяк по своему». Формирование у детей интереса к чтению. Закрепить представление детей о том, как животные готовятся к зиме на примере произведения, понимать и оценивать характер поступков героев произведения. Проведение дидактических игр на интерактивной доске с последующей продуктивной деятельностью (оригами).
Задачи занятия :
Образовательная:
- Помочь усвоить главную мысль произведения «Всяк по своему» через беседу по тексту, отвечать на вопросы по содержанию полным предложением, способствовать обогащению словарного запаса детей;
- Продолжать знакомить с литературным произведением Г. А. Скребицкого «Всяк по своему»;
- Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вести диалог с воспитателем и сверстниками во время беседы.
Развивающая:
- Побуждать к активному участию в беседе, отвечать на вопрос полным предложением по заданной теме;
- Развивать связную (диалогическую) речь;
- Развивать слуховое внимание через чтение текста произведения; кратковременную память и диалогическую речь через беседу по тексту; зрительное внимание, память посредством дидактической игры.
Воспитательная:
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности;
- Воспитывать желание слушать художественную литературу
- Формировать у детей интерес к художественному произведению Георгия Скребицкого "Всяк по-своему".
Дополнительные задачи:
- Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами;
- Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
Словарная работа: Шубка-невидимка, миновала, сочные побеги, осиннике, сердитого ветра, обгладывали.
Планируемый результат занятия :
1. Дети оценивают поступок главного героя произведения, приводят аргументы.
2. Дети отвечают на вопросы полными предложениями, вступая в диалог с воспитателем и сверстниками.
3. Дети слушают друг друга, не перебивая.
4. Дети с интересом слушают произведение «Всяк по своему».
5. Дети активно участвуют в дидактических играх на интерактивной доске.
6. Дети с интересом и старательностью учавствуют в изготовлении зайца в технике оригами.
Подготовительная работа: Чтение начала художественного произведения Георгия Скребицкого "Всяк по-своему". Знакомство с Георгием Скребицким как автором произведений для детей.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, дидактические игры в SMART Notebook, цветная бумага, клей, фломастеры, стикеры.
В осень серым легче жить
Средь природы серой,
А зимой спокойнее
– Быть в одежде белой.
Белый цвет – спасительный,
Со снежком сливается,
Потому-то зайцев мех
Пред зимой меняется:
Чтоб не съел коварный волк!
– В моде зайцы знают толк.
Воспитатель: ребята как вы думаете о чем это стихотворение?
Верно, это стихотворение про зайца. Давайте с вами подойдем к интерактивной доске, но сначала напомните мне правила безопасности. На прошлом занятии мы с вами прочитали начало произведения Всяк по своему, давайте вспомним кто написал данное произведение.
Верно это Скребицкий Георгий Алексеевич
Он был известным писателем, который преклонялся перед родными полями, лесами и горами и очень сильно любил их. Его книги рассказывают о необычайных приключениях и путешествиях в красивый и удивительный мир природы.
Посмотрите на экран, какая обложка подходит к нашему произведению и почему. Если вы ответили правильно она увеличится в размере.
Ребята как вы думаете чем закончится произведение. Правильно вы ответили или нет мы с вами узнаем в конце нашего занятия.
ДАВАЙТЕ ПРОЙДЕМ НА СВОИ МЕСТА СПИНКИ ДЕРЖИМ РОВНО РУКИ НА КОЛЕНЯХ.
Я дочитала произведение до конца мне оно очень понравилось, так как заяц не грустил то что настала зима и весело проводил время.
Сейчас вы и сами все узнаете, слушайте внимательно.
Однажды, бегая в поисках еды, заяц увидел лесных великанов лосей. Они спокойно стояли в осиннике и с аппетитом обгладывали кору и побеги молодых осинок.
«Дай-ка и я попробую, — подумал зайчишка. — Только вот беда: у лосей ноги высокие, шеи длинные, им легко дотянуться до молодых побегов, а я как же достану?»
Но тут ему на глаза попался высокий снежный сугроб. Зайчишка вскочил на него, встал на задние лапы, легко дотянулся до молодых, тонких веточек и стал их обгладывать. Потом и кору осинки погрыз. Всё это ему показалось очень вкусным, и он наелся досыта.
«Значит снег большой беды не наделал, — решил косой. — Он спрятал траву, но зато позволил добраться до веток кустов и деревьев».
Всё было бы ничего, вот только мороз и ветер начали донимать зайчишку. Не спасала его даже тёплая шубка. От стужи некуда было спрятаться в голом зимнем лесу.
«Ух, как холодно!» — говорил косой, бегая по лесной полянке, чтобы немного согреться.
Наступил уже день, давно пора отправляться на отдых, а заяц всё никак не мог разыскать себе место, чтобы укрыться от ледяного ветра.
На самом краю поляны росли берёзы. Вдруг зайчишка увидел, что на них спокойно расселись и кормятся большие лесные птицы — тетерева. Они прилетели сюда, чтобы полакомиться серёжками, которые висели на концах тонких ветвей.
— Ну, наелись — пора отдохнуть, — сказал старый тетерев своим собратьям. — Скорей спрячемся в норки от сердитого ветра.
«Какие же могут быть норки у тетеревов?» — удивился зайчишка.
Но тут он увидел, что старый тетерев, сорвавшись с ветки, комом упал прямо в снег, будто в воду нырнул. Точно также поступили и другие тетерева, и скоро вся стая скрылась под снегом.
«Неужели же там тепло?» — удивился зайчишка и решил тут же попробовать вырыть себе снежную норку. И что же? В норке под снегом оказалось куда теплее, чем на поверхности. Ветер не продувал, да и мороз донимал много меньше.
С этих пор зайчишка вполне освоился с тем, как ему зимовать. Белая шубка в белом лесу укрывала его от глаз врага, сугробы снега помогали добраться до сочных побегов, а глубокая норка в снегу спасала от холода. Зайчишка чувствовал себя зимою среди заснежённых кустов не хуже, чем летом в зелёных цветущих зарослях. Он даже и не заметил, как миновала зима.
* * *
И вот снова пригрело солнце, растопило снег, вновь зазеленела трава, распустились листья на кустах и деревьях. Из южных стран возвратились птицы.
Хлопотунья белка вылезла из гнезда, где пряталась зимою от холода. Выбрались из своих убежищ барсук, бобр и колючий ёжик. Каждый из них рассказал о том, как он проводил долгую зиму. Каждый считал, что провёл её лучше других. И все вместе они удивлялись, глядя на зайца. Как же, бедняга, он зимовал без тёплого гнёздышка, без норы, без съестных запасов? А зайка слушал своих друзей да только посмеивался. Ведь ему совсем неплохо жилось зимой в его белоснежной шубке-невидимке.
На нём и теперь, весною, тоже была шубка-невидимка, только другая, под цвет земли — не белая, а серенькая.
В тексте вам встретились незнакомые слова:
Шубка- невидимка- это означает что шуба сливается с окружающим
Миновала- завершилась
Сочные побеги- только растущее растение
Осиннике – лес где растут только осины
Сердитого ветра- холодного сильного ветра
Обгладывали- грызли
Ребята какой по характеру заяц?
Как вы думаете какая пословица подходит к нашему произведению?
Правильно, молодцы подходит пословица «Каждому свой край сладок».
У каждого зверя или птицы свои повадки, своя среда обитания, свой способ выживания. И то, что хорошо для одного, не подходит для другого. Каждому свое.
Давайте с вами проверим внимательно ли вы слушали сказку, я буду читать вам начало предложения а вы мне говорить чем оно закончилось
На нём и теперь, весною, тоже была шубка-невидимка, только другая, под цвет земли — не белая, а серенькая
Вдруг зайчишка увидел, что на них спокойно расселись и кормятся большие лесные птицы — тетерева
Молодцы вы очень внимательно меня слушали
Ребята какой отрывок вам понравился больше всего?
Давайте еще раз его прочитаем.
Но тут он увидел, что старый тетерев, сорвавшись с ветки, комом упал прямо в снег, будто в воду нырнул. Точно также поступили и другие тетерева, и скоро вся стая скрылась под снегом.
Мы читали, засиделись, аж размяться захотелось.
Давайте с вами встанем и пройдём сюда, повторяйте за мной движения
ФИЗМИНУТКА
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Вы молодцы! Давайте с вами поиграем, для этого подойдём к интерактивной доске я напоминаю про правила техники безопасности. В ходе игр я буду выдавать вам стикеры, у кого будет больше тот и победил.
Итак, первая игра: Ваша задача восстановить последовательность событий сказки, перетаскивая картинки в открытые ячейки таблички, серые не нажимайте пока я не скажу.
Теперь давайте проверим друг друга, поменяйтесь игровыми полями, открывайте серые ячейки чтобы проверить.
Вторая игра: Вам нужно найти то что не упоминалось в сказке, правильная картинка покрутится.
Сколько у каждого из вас стикеров. Победила Вика, Маша не расстраивайся, на следующем занятии тебе обязательно повезёт.
Давайте пройдем на свои рабочие места, напоминаю, что спинки мы держим ровно
Наши глазки после работы устали, поэтому давайте сделаем гимнастику для глаз.
Зайка прыгает в лесу, влево вправо поскакал
Вот он прыгнул на сугроб чтоб достать сережки
И в снежную нору спрятался трусишка
Сейчас я вам предлагаю сделать зайца в технике оригами.
Напомните мне пожалуйста технику безопасности при работе с клеем и бумагой.
Умнички, перед вами бумажные квадраты чтобы сделать зайцу голову нужно сложить квадрат пополам 2 раза, теперь один из углов загибаем и откладываем нашу голову, теперь нужно сделать зайцу туловище для этого мы складываем листок пополам 2 раза. Лапы и уши у нас уже готовы осталось собрать зайца и нарисовать ему мордочку.
Какие красивые зайцы у нас получились.
Давайте с вами поиграем в игру правда или лож. Возьмите в руки карточки. Если вы согласны с тем, что я буду говорить поднимайте карточку с галочкой. Если не согласны с крестиком.
Заяц всю зиму жил у бобра. (лож)
Тетерева от холода прячутся в сугробе. (правда)
Белка всю зиму провела вместе с зайцем. (лож)
Рефлексия
Что вам понравилось в нашем занятии больше всего?
Какое произведение мы с вами читали, кто его написал?
Кто был главным героем
Ребята я вам предлагаю дома вместе с родителями сделать вашему зайцу друга.