МААМ-картинки

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок»

Бакина Кристина Владимировна
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству (загадкам, сказкам, историям)а так же к народно-прикладному искусству.

Программное содержание:

1. Прививать интерес к народно – прикладному искусству русского народа. 2. Воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к человеку – мастеру. 3. Формировать желание подражать такому человеку, приобщаться самому к процессу создания, творчеству.

Публикация «Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада „Волшебный сундучок“» размещена в разделах

4. Воспитывать уважение к традициям своей страны

5. Активизировать словарь

6. Учить выполнять свою работу аккуратно, добиваться результата.

Материал и оборудование к занятию :

-Образ русской избы

-Заготовки-шаблоны игрушек

-Музыкальные инструменты: Трещётки, свистулька, ложки, кукла тряпичная.

-Музыкальное сопровождение «Свистулька»

«Хороводная плясовая»

Предварительная работа:

- Чтение пословиц о труде.

- Рассматривание иллюстраций с многообразной работой русских мастеров.

Методы и приё мы:

Словесный метод: (Чтение половиц, загадывание загадок, объяснение новых слов «Свистулька» «Трещотка»)

Наглядно-демонстрационный метод (Иллюстрации с народно-прикладным искусством, атрибуты русско- народных игрушек, музыкальные инструменты)

Практический метод (Изготовление игрушек своими руками)

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети с воспитателем заходят в зал, одна девочка плачет, а у остальных ребят в руках игрушки.

Воспитатель обращается к гостям с вопросом : «Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я никак не могу утешить ребят своей группы, они не хотят ничем заниматься и даже играть отказываются, может вы мне поможете советом, как исправить данную ситуацию?»

Советы гостей:

Педагог слушает советы коллег, благодарит их за помощь и обращает внимание на «Русскую избу», предлагает ребятам посетить ее, и попросить помощи и совета у хозяйки Русской избы.

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к хозяюшке и узнать, может она сможет помочь (Под русскую народную музыку дети входят в избу)

Дети заходят в избу,

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: Здравствуй, Хозяюшка! Мы пришли просить тебя о помощи, наши ребята не хотят играть в свои игрушки, может ты нам посоветуешь, как нам быть, да ребятам угодить.

Хозяюшка: Конечно помогу. Ребята, а вы можете мне рассказать как называются ваши игрушки, я просто никогда таких и не видела.

Дети читают стихи :

1. Средь игрушек и бумаги, кукол в шляпках и пальто

Появился Хаги-Ваги. На лицо он наш Щелкунчик,

Только руки до колен. К вечеру он мне наскучил,

Весь какой-то непонятный, кривоватый и помятый,

С треугольной головой.

2. Мой человек-паук летал. Мир спасал,

Чуть-чуть устал, призадумался, присел-

Отдохнуть решил от дел!

Не хочу в него играть, положу его я спать!

3. Старший брат на день рожденья куклу Барби подарил,

Мне конечно, угодил! С куклой Барби я дружила, наряжала и кормила.

Время есть, и время спать! С Барби мне одна лишь скука,

Надо все за ней прибрать- не хочу в нее играть!

4. Я люблю играть в поп ит вечером и утром,

А теперь он вот лежит-мне поп ит наскучил!

Хозяюшка: Ну вот ребятки мне все и стало ясно, вы просто не хотите играть с этими игрушками – они ведь у всех есть, а я хотите играть в такие игрушки, чтобы только у вас были! Верно?

Дети: Верно!

Хозяюшка: Не горюй ребята, кажется я знаю как вашему горю помочь.

Хозяюшка:

Есть у меня сундучок большой,

А сундук - то не простой.

Он волшебный и с секретом.

Хотите узнать, что в сундуке этом?

Ну-ка, ну-ка поживей

Открывай сундук скорей!

(Открывает сундук и показывает игрушки, сделанные из дерева.

, русские музыкальные инструменты свистулька, трещотка, ложки,)

Посмотрите на изделие –

Ну, что за рукоделие!

Это все игрушки моего детства. Вот посмотрите какая красивая птичка, это свистулька.

Хозяюшка показывает свистульку.

В старину меня ценили :

Если засуха, то мной

Люди борются с бедой.

Вызывая дождь и ветер,

Иль пугая силу злую,

Лишь тихонько посвистят.

В нашем мире современном

Я из глины иль полена

Для забавы у ребят.

(свистулька)

Воспитатель: Свистулька — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Появилась она очень-очень давно. Наши дальние предки использовали свистульку, как магический инструмент, чтобы вызывать в летнюю засуху и жару долгожданный дождь. В наше время, свистульки из серьезных магических инструментов превратились в детскую забавную игрушку. Свистульки можно услышать и в современных народных музыкальных коллективах, я вам предлагаю поиграть на свистульках чтобы послушайть, как они звучат.

Дети играют на свистульках.

Хозяюшка достаёт трещотку. И загадывает загадку.

На ремне в рядок висим,

Сухо, весело трещим.

Ритм отстукивает чётко

Звонкий инструмент … (трещотка)

Хозяюшка: Состоят трещотки из набора 14-20 тонких длинных дощечек,сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева.

За счет этого и образуется довольно специфический, но приятный слуху звук, напоминающий треск. Поэтому и назвали этот инструмент –трещотка. Трещотка изготавливается обязательно из совершенно сухого дерева, желательно дуба — именно это обеспечивает музыкальные свойства инструмента. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Вот и мы сейчас спляшем с вами, вставайте в круг скорее.

Проводится музыкальная игра с трещеткой.

(Играют на трещотках)

За обедом суп едят, к вечеру заговорят.

Деревянные девчонки, музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко на красивых, ярких… (ложках).

Хозяюшка:Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент, с ложками можно просто поиграть. Давайте я вас научу.

Игра

Дети садятся в круг.

Хозяюшка: Ложки взяли, показали,

Другу справа передали (повторить несколько раз)

Постучи не зевай

Ложку другу передай

Ты на ложки посмотри

А потом скорей бери!

Повторяют сначала в медленном темпе, постепенно ускоряя.

Воспитатель. До чего веселая игра!

Хозяюшка:Ну а вот что ещё у меня есть в сундучке, послушайте!

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

-Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.

Мою куклу зовут «Утешницей»

А знаете, почему её называют Утешницей? (утешает)

С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.

Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ)

Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

-Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.

1. Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белую ткань. Какой формы лоскуток? (Квадрат)

Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.

2. Далее складываем квадрат углом, зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка». Получилась головка у куколки!

3. Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).

Кладем перед собой ткань лицевой стороной вниз и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.

4. У вас две ленточки одного цвета. Скажите, чем отличаются ленточки? (Одна ленточка длинная, а другая короткая). Возьмите короткую ленточку. Завяжите ленточку на голову куколке.

5. Осталось повязать косыночку на голову Утешницы. Какой формы косынка?

(Треугольник).

Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим. Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.

Наша куколка готова! Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? (Нет конфет)

7. Загляните под салфетку, что там лежит? (Конфеты)

Привяжите конфеты к ленточке.

-Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.

Рефлексия. Ну что ребята вам понравились мои игрушки? А какая игрушка больше всего запомнилась, расскажите.

Хозяюшка. Ребята я решила подарить вам свой волшебный сундучок с игрушками.

Дети и Воспитатель благодарят Хозяюшки и прощаются с ней.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада. Мастер-класс «Гжельская роспись»Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада. Мастер-класс «Гжельская роспись» Цель: Развитие речи и творческих способностей у детей через закрепление знаний о русских народных промыслах. Задачи: - Воспитывать у детей.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок»
Опубликовано: 28 декабря 2023 в 08:36
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок»» (включая файлы) размещена пользователем Бакина Кристина Владимировна (УИ 1276714) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД