Бакина Кристина Владимировна
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству (загадкам, сказкам, историям)а так же к народно-прикладному искусству.
Программное содержание:
1. Прививать интерес к народно – прикладному искусству русского народа. 2. Воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к человеку – мастеру. 3. Формировать желание подражать такому человеку, приобщаться самому к процессу создания, творчеству.
Публикация «Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада „Волшебный сундучок“» размещена в разделах
4. Воспитывать уважение к традициям своей страны
5. Активизировать словарь
6. Учить выполнять свою работу аккуратно, добиваться результата.
Материал и оборудование к занятию :
-Образ русской избы
-Заготовки-шаблоны игрушек
-Музыкальные инструменты: Трещётки, свистулька, ложки, кукла тряпичная.
-Музыкальное сопровождение «Свистулька»
«Хороводная плясовая»
Предварительная работа:
- Чтение пословиц о труде.
- Рассматривание иллюстраций с многообразной работой русских мастеров.
Методы и приё мы:
Словесный метод: (Чтение половиц, загадывание загадок, объяснение новых слов «Свистулька» «Трещотка»)
Наглядно-демонстрационный метод (Иллюстрации с народно-прикладным искусством, атрибуты русско- народных игрушек, музыкальные инструменты)
Практический метод (Изготовление игрушек своими руками)
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети с воспитателем заходят в зал, одна девочка плачет, а у остальных ребят в руках игрушки.
Воспитатель обращается к гостям с вопросом : «Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я никак не могу утешить ребят своей группы, они не хотят ничем заниматься и даже играть отказываются, может вы мне поможете советом, как исправить данную ситуацию?»
Советы гостей:
Педагог слушает советы коллег, благодарит их за помощь и обращает внимание на «Русскую избу», предлагает ребятам посетить ее, и попросить помощи и совета у хозяйки Русской избы.
Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к хозяюшке и узнать, может она сможет помочь (Под русскую народную музыку дети входят в избу)
Дети заходят в избу,
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель: Здравствуй, Хозяюшка! Мы пришли просить тебя о помощи, наши ребята не хотят играть в свои игрушки, может ты нам посоветуешь, как нам быть, да ребятам угодить.
Хозяюшка: Конечно помогу. Ребята, а вы можете мне рассказать как называются ваши игрушки, я просто никогда таких и не видела.
Дети читают стихи :
1. Средь игрушек и бумаги, кукол в шляпках и пальто
Появился Хаги-Ваги. На лицо он наш Щелкунчик,
Только руки до колен. К вечеру он мне наскучил,
Весь какой-то непонятный, кривоватый и помятый,
С треугольной головой.
2. Мой человек-паук летал. Мир спасал,
Чуть-чуть устал, призадумался, присел-
Отдохнуть решил от дел!
Не хочу в него играть, положу его я спать!
3. Старший брат на день рожденья куклу Барби подарил,
Мне конечно, угодил! С куклой Барби я дружила, наряжала и кормила.
Время есть, и время спать! С Барби мне одна лишь скука,
Надо все за ней прибрать- не хочу в нее играть!
4. Я люблю играть в поп ит вечером и утром,
А теперь он вот лежит-мне поп ит наскучил!
Хозяюшка: Ну вот ребятки мне все и стало ясно, вы просто не хотите играть с этими игрушками – они ведь у всех есть, а я хотите играть в такие игрушки, чтобы только у вас были! Верно?
Дети: Верно!
Хозяюшка: Не горюй ребята, кажется я знаю как вашему горю помочь.
Хозяюшка:
Есть у меня сундучок большой,
А сундук - то не простой.
Он волшебный и с секретом.
Хотите узнать, что в сундуке этом?
Ну-ка, ну-ка поживей
Открывай сундук скорей!
(Открывает сундук и показывает игрушки, сделанные из дерева.
, русские музыкальные инструменты свистулька, трещотка, ложки,)
Посмотрите на изделие –
Ну, что за рукоделие!
Это все игрушки моего детства. Вот посмотрите какая красивая птичка, это свистулька.
Хозяюшка показывает свистульку.
В старину меня ценили :
Если засуха, то мной
Люди борются с бедой.
Вызывая дождь и ветер,
Иль пугая силу злую,
Лишь тихонько посвистят.
В нашем мире современном
Я из глины иль полена
Для забавы у ребят.
(свистулька)
Воспитатель: Свистулька — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Появилась она очень-очень давно. Наши дальние предки использовали свистульку, как магический инструмент, чтобы вызывать в летнюю засуху и жару долгожданный дождь. В наше время, свистульки из серьезных магических инструментов превратились в детскую забавную игрушку. Свистульки можно услышать и в современных народных музыкальных коллективах, я вам предлагаю поиграть на свистульках чтобы послушайть, как они звучат.
Дети играют на свистульках.
Хозяюшка достаёт трещотку. И загадывает загадку.
На ремне в рядок висим,
Сухо, весело трещим.
Ритм отстукивает чётко
Звонкий инструмент … (трещотка)
Хозяюшка: Состоят трещотки из набора 14-20 тонких длинных дощечек,сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева.
За счет этого и образуется довольно специфический, но приятный слуху звук, напоминающий треск. Поэтому и назвали этот инструмент –трещотка. Трещотка изготавливается обязательно из совершенно сухого дерева, желательно дуба — именно это обеспечивает музыкальные свойства инструмента. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Вот и мы сейчас спляшем с вами, вставайте в круг скорее.
Проводится музыкальная игра с трещеткой.
(Играют на трещотках)
За обедом суп едят, к вечеру заговорят.
Деревянные девчонки, музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко на красивых, ярких… (ложках).
Хозяюшка:Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент, с ложками можно просто поиграть. Давайте я вас научу.
Игра
Дети садятся в круг.
Хозяюшка: Ложки взяли, показали,
Другу справа передали (повторить несколько раз)
Постучи не зевай
Ложку другу передай
Ты на ложки посмотри
А потом скорей бери!
Повторяют сначала в медленном темпе, постепенно ускоряя.
Воспитатель. До чего веселая игра!
Хозяюшка:Ну а вот что ещё у меня есть в сундучке, послушайте!
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (кукла)
-Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.
Мою куклу зовут «Утешницей»
А знаете, почему её называют Утешницей? (утешает)
С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.
Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ)
Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.
-Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.
1. Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белую ткань. Какой формы лоскуток? (Квадрат)
Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.
2. Далее складываем квадрат углом, зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка». Получилась головка у куколки!
3. Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).
Кладем перед собой ткань лицевой стороной вниз и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.
4. У вас две ленточки одного цвета. Скажите, чем отличаются ленточки? (Одна ленточка длинная, а другая короткая). Возьмите короткую ленточку. Завяжите ленточку на голову куколке.
5. Осталось повязать косыночку на голову Утешницы. Какой формы косынка?
(Треугольник).
Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим. Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.
Наша куколка готова! Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? (Нет конфет)
7. Загляните под салфетку, что там лежит? (Конфеты)
Привяжите конфеты к ленточке.
-Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.
Рефлексия. Ну что ребята вам понравились мои игрушки? А какая игрушка больше всего запомнилась, расскажите.
Хозяюшка. Ребята я решила подарить вам свой волшебный сундучок с игрушками.
Дети и Воспитатель благодарят Хозяюшки и прощаются с ней.