Ирина Зубко
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Воздушный океан»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздушный океан».
Программное содержание:
1).Родная природа: Закреплять знания детей об одной из составляющих природы – воздухе; значение воздуха в жизни человека и других живых организмов.
2).Валеология: Закрепить причины загрязнения воздуха и влияние этого явления на живую природу, и здоровье людей.
Развивать кругозор, любознательность; воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.
Материалы:
Шёлковый платок, пёрышко, плотная нить, дезодорант.
Ход занятия:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Воздушный океан“» размещена в разделах
- Ребята, садитесь хорошенько, слушайте тихонько. Сейчас мы поиграем и поговорим. Я знаю, что вы любите отгадывать загадки и мне очень хочется сделать вам приятное: загадать несколько загадок.
1. Известна издавна она
И всяк её употребляет
Бывает тучкою она,
Снежинкою бывает,
Бывает, как стекло тогда,
Когда в мороз замерзает… (вода)
Дети отгадывают загадку.
- Ребята, давайте вспомним особенности воды. Какой она может быть? Ответы детей (жидкая, лёд, пар).
-Следующая загадка:
Куда ступнёшь, везде поймаешь,
Хоть и не видишь, но употребляешь. (воздух)
Ответы детей.
-Вода и воздух - мы назвали две составляющие природной основы, но есть ещё и третья – это земля. Как вы думаете, была б возможна жизнь на земле, если бы вдруг исчезла или вода, или воздух, или земля? Почему?
Дети высказывают свои предположения.
- Вот сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Ведь он существует везде, можно даже сказать, что мы живём в воздушном океане.
Землю мы видим, воду тоже, а как же узнать, что воздух существует тоже? Давайте попробуем его поймать.
1-й опыт: (с шёлковым платком)
Дети дуют на платок, он двигается.
- Вы видели, как двигается платок, но воздух мы не видели. Этот опыт доказывает, что воздух существует, но для нас он как невидимка.
2-й опыт: (с пёрышком)
- Подбросим вверх пёрышко. Как оно опускается? (Словно плывёт по волнам). Да, воздух имеет свои волны – воздушные. Сейчас пёрышко опускается медленно, тихо, спокойно. А что нужно сделать для того, чтобы пёрышко начало двигаться в определённом направлении, например от вас ко мне? (Надо подуть на него)
- Мы подули, и воздушные волны задвигались быстрее. Вот и природе, когда воздух начинает двигаться быстро, образуется ветер.
3-й опыт: (с нитью)
-Точно так, как движется по волнам пёрышко, двигаются по волнам вокруг нас звуки. Вот мы тронули натянутую нить, сразу же начали двигаться воздушные волны, дошли до нашего ушка и мы услышали звук. Волны воздушные, а значит и звуковые и звуковые двигаются по-разному. Воздух существует вокруг нас, и он имеет свои волны, через которые передаются разные звуки.
Физминутка «Я – цветок».
-Представим, что каждый из нас – Дети приседают.
маленькое семечко, которое попало в
землю.
-Нас согревает солнышко, поливает Медленно поднимаются.
дождик и мы начинаем прорастать.
-Из маленького семечка вырос Поднимают руки вверх,
вырос цветок и распустился. Показывая, как распускается
бутон.
-Его согревает солнышко, качает Дети слегка водят-покачивают
ветерок. в воздухе руками.
-К цветку прилетают бабочки, и Дети прикладывают руки к
пчёлки. Какой полезный цветок! сердцу.
Ощутите на сердце радость от его
пользы.
-Но вдруг прибежали дети, и Дети показывают мимикой.
хотят сорвать цветок. Испугался
цветок. Почувствуйте его страх.
-Но цветок же не может убежать, Дети улыбаются.
сказать: «Я жить хочу!». Но дети его
не сорвали, почувствовали страх
цветка. Обрадовался он: «Я жив!».
Порадуйтесь вместе с ним.
4-й опыт: (с дезодорантом)
-А теперь попробуем еще, и понюхать воздух. Закроем глаза.
Дети закрывают глаза, а в это время воспитатель делает несколько распылений дезодоранта.
-Сначала вы услышали звук, а потом почувствовали запах. Этот опыт подтверждает, что воздух не имеет своего запаха, а перенимает его от других предметов.
Мы с вами доказали, что воздух существует, имеет свои особенности. А теперь подумаем, для чего нам воздух. Закрываем носик и ротик, что вы чувствуете? (не хватает воздуха) Значит, воздух существует, чтоб и люди, и животные, и рыбы могли дышать. А чем мы дышим, как мы дышим? (при помощи лёгких) Точно так же как и мы дышат животные. А рыбы глотают воду с воздухом: вода через жабры выходит, а воздух остаётся.
Деревья, растения обогащают нас необходимым кислородом, очищают воздух, а поглощают тот газ, который мы выдыхаем. Человеку легче дышать в лесу, чем в городе. Почему?
Ответы детей.
-Правильно, потому что в лесу много деревьев и там чистый воздух. Значит леса, сады, парки можно назвать «лёгкими» нашей планеты. Но мы же с вами находимся не только на улице, где растут деревья, кустарники, но и в группе или дома в квартире, и нас там тоже окружает воздух. Как вы думаете, если мы не будем проветривать комнату, легко ли нам станет дышать? Поэтому, чтоб человек был здоров, он должен дышать чистым воздухом, пить чистую воду.
А кем и чем загрязняются земля, вода, воздух?
Ответы детей.
-И только растения способны очистить воздух. Значит, чем больше растений будет на планете, тем лучше нам будет дышаться. Если уничтожить одни растения, то исчезнут и другие. И грустно станет тогда на планете. Перестанут петь птицы, не зажурчат тогда ручейки, не зацветут цветы. А со временем вообще всё живое на земле исчезнет!
Какая не случилась бы беда-
Всё возродится снова:
Земля и воздух и вода
Вы – жизни всей основы!