Хозина Эльвира
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема: «Зимующие птицы»
Выполнила воспитатель:
Хозина Эльвира Халильевна
Цель: формирование элементарных экологических представлений.
Задачи:
Приоритетная область «Познавательное развитие :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
- расширять представления о зимующих птицах;
- закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» :
- обогащать словарный запас детей (зимующие, перелетные, кочующие, кормушка, подкармливать)
«Социально-коммуникативное развитие»
- воспитывать доброжелательное, бережное отношение к птицам, желание помогать зимующим птицам в трудное для них время.
- развивать интерес к наблюдению за птицами
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- воспитание любви к природе.
Предварительная работа:
-беседа и чтение книг о птицах, рассматривание иллюстраций.
- наблюдение на прогулке за птицами, прилетающими на участок, к кормушке;
- беседа на тему «Зимующие птицы»;
- чтение стихотворения С. Михалков «Зяблик»;
- отгадывание загадок о зимующих птицах;
Материал и оборудование: разрезные картинки «Птицы»; втулки от туалетной бумаги, мед, кисточки, семена и птичий корм, салфетки.
Мультимедийное оборудование: мультимедийная презентация о жизни птиц зимой, ноутбук, проектор.
Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Давайте поприветствуем друг друга.
Солнце красное проснулось,
Деткам нашим улыбнулось!
Здравствуй, солнышко, привет!
Улыбнемся мы в ответ.
Сегодня к нам в сад пришло письмо от вашего старого знакомого – домовенка Кузи.
Слайд 1. Домовенок Кузя.
Воспитатель открывает конверт и зачитывает.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишу вам в страшном волнении! Недавно пошел я в лес проверить, как там дела у друга моего Лешика. Не завалило ли их с дедом берлогу (лешие, как известно вам, спят зимой). Да и разбудил его нечаянно. Лешик проснулся, на улицу вышел воздух свежий глотнул. И тут началось! Разволновался, забегался. Кричит " Почему так тихо в лесу! Куда птицы подевались!" Я и не знаю, что ответить. А куда из леса подевались, этого я не знаю.
Вот пишу вам, ребята. Заранее благодарю за помощь!»
Воспитатель. Дети, а вы знаете, почему в лесу нет птиц? Куда они пропали?
Дети. Перелетные птицы осенью улетели в теплые края, а остальные перебрались ближе к человеческому жилью.
Воспитатель. Как называют птиц, которые остались зимой у нас?
Дети. Зимующие.
Воспитатель. Почему зимующие птицы зимой перебираются ближе к человеческому жилью?
Дети. Потому что в городах и деревнях легче найти пропитание.
Воспитатель. Чем питаются зимующие птицы?
Дети. Семенами, крошками хлеба, зернами и плодами растений.
Воспитатель. Как мы им помогаем?
Дети. Люди подкармливают их.
Воспитатель. Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети называют известных им зимующих птиц.
Основная часть.
Воспитатель. Сейчас я вам, ребята буду загадки загадывать про птиц. Правильно ответите, и птичка нам покажется.
Символ мира – это он
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет …. (Голубь)
Слайд
Воспитатель: Голуби, пожалуй, самые распространенные городские птицы. Они мирно соседствуют с человеком. Часто можно видеть, как люди кормят голубей с ладони. В далекие времена люди приучили этих птиц доставлять почту. К лапке привязывали письмо, свернутое трубочкой и отпускали птицу. Голуби всегда возвращались домой к своему хозяину.
Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения и ягоды. Питаются тем, что найдут.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Воспитатель: С наступлением первых заморозков прилетают снегири. Грудка у снегирей ярко красного цвета. Снегири совершенно не боятся холода. Даже в самые суровые зимы эти птицы бодры и активны. Снегири – дружные и общительные птицы. Если кто-нибудь из стаи попал в ловушку, остальные спешат на помощь.
Слайд.
Воспитатель: Про снегиря загадку отгадали, молодцы. А теперь не много поиграем и потом дальше продолжим.
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках, посмотри /4 хлопка по бокам и коленям/
В красных майках снегири /4 наклона головы в стороны/
Распушили перышки, /махи кистями рук/
Греются на солнышке, /хлопки по бокам/
Головой вертят, /повороты головы/
Улететь хотят. Кыш! Кыш! /дети разбегаются по группе/
Воспитатель. Молодцы, продолжаем.
Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона –
Зовут ее … (Ворона)
Воспитатель: Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Эта птица хорошо себя чувствует, живя рядом с человеком. Ворона – птица всеядная. Именно поэтому можно встретить ее на свалке и у мусорных контейнеров. Но кормятся вороны не только тем, что раскопают в мусорных баках. Они уничтожают вредных насекомых, мышей. Вороны очень умны. Могут выручить друг друга из беды.
Слайд.
Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,
В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитают
Чик – чирик! не робей! Я бывалый…. (Воробей)
Воспитатель: Воробьи являются самыми известными птицами, предпочитающими гнездиться рядом с людьми. Этих птиц легко узнать по пестрому оперению и задорному чириканью. Воробьи очень драчливые и не могут сидеть на месте. Любое событие сопровождают переполохом, шумными звуками и чириканьем.
Слайд.
Все деревья я лечу,
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных, маленьких жуков. (Дятел)
Воспитатель: Дятел – лесная птица. Поэтому его можно увидеть и услышать только в лесу. Дятел очень умная птица. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из коры. Дятел вытаскивает насекомых, приносящих вред дереву. Не зря его называю «доктором леса».
Слайд.
Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока. Когда трещит…. /Сорока/
Воспитатель: Сороки известны своим любопытством и любовью к блестящим предметам. Все, что находят тащат в свое гнездо. Они очень нужные и полезные птицы. Спасают деревья от жуков и личинок.
Слайд.
Воспитатель: А есть птицы – гости. Их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого Севера. В их родных краях зимой очень сильные морозы. Птицам кажется, что у нас тепло. И корм есть.
Слайд.
Непоседа невеличка…
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее … (Синицы)
Воспитатель: Отличительной чертой этой птички является яркое желтое оперение грудки. Зимой любят лакомиться несоленым салом и семечками. Птица очень подвижная, всем интересуется, ни минуты не сидит на месте.
Слайд.
Воспитатель. Сейчас мы проведем не большое соревнование. Разделимся на две команды и посоревнуемся кто быстрее соберет птичку.
Дидактическая игра «Собери птицу»
Правила использования дидактической игры:
Собрать картинки птиц из нескольких частей. Назвать птицу и описать каждую птицу, выделяя характерные признаки.
Два стола; стоя две подгруппы собирают птиц.
Воспитатель. Молодцы, ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в подвижную игру, которая называется «Зимующие и перелетные птицы».
Если я называю вам зимующую птицу, вы приседаете, если называю перелетную птицу, вы бегаете по кругу и машете руками. Поиграем?
Дети. Да, конечно.
Воспитатель. Молодцы! Теперь я знаю, как мы можем помочь Кузе и Лешику. Сделаем эко-кормушки для птиц. Лешик повесит их на дерево, рядом с берлогой. Птицы и вернуться в лес.
Дети садятся за столы
Воспитатель: Сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Зимние птицы»
Я зимой кормлю всех птиц :
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения
Воспитатель. А сейчас ребята, будем делать наши эко- кормушки.
Нам для этого нужно: втулка или картонная трубочка, мед – для склеевания нашего угощения и конечно же само угощение –это семечки, пшено. Сначала мы возьмем кисточку, нанесем мед на втулку. Затем втулку прокатим по угощению. Вот наша эко-кормушка готова.
Наши кормушки мы отправим Лешику по почте посылкой. Хорошо придумано?
Дети. Да.
Воспитатель: Приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Рефлексия
Воспитатель: А каких птицах говорили сегодня? Почему надо помогать зимующим птицам?
Я уверена, что вы станете надежными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам.
Сейчас мы с вами отправим Лешику не много наших кормушек, а остальные развесим на прогулке, думаю Лешик и птицы будут благодарны. Дома тоже можете устроить «птичьи столовые».