красноштанова ирина николаевна
«Труд людей зимой». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений детей о трудовых действиях людей
различных профессий.
Задачи:
1. Показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой
природе, закрепить представления об основных направлениях
деятельности людей зимой в городе и на селе;
2. Формировать умение детей понимать смысл простых поговорок;
3. Закреплять представление о домашних животных, о том, как люди
заботятся о них;
4. Активизировать знания о корнеплодах, их признаках;
5. Развивать познавательный интерес, слуховое восприятие.
6. Формировать умение работать в подгруппе, выслушивать мнение
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
других, высказывать свою точку зрения.
Словарная работа: снегозадержание, овощехранилище, корнеплоды,
сельскохозяйственная техника.
Ход занятия.
1. Мотивация детей к деятельности
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации к
пословицам о зиме. Вместе с детьми объясняет смысл поговорок:
Зима лодыря морозит (кто такой лодырь? Ленивым и нерадивым людям зима
может показаться ещё холоднее и труднее.)
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает (Когда
перед человеком снимают шапку?- когда уважают, значит трудолюбивому
человеку зима не страшна)
2. Постановка детьми цели деятельности.
- Чему учат эти поговорки?
Дети: Не лениться, работать.
- А как в поговорках сказано, в какое время года нужно работать?
- Зимой.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
Дети: О труде людей зимой.
3. Совместная работа по достижению цели деятельности
Звучит запись звука метели, ветра.
- Ребята, что это за звук?
Дети: Это сильный ветер.
-А если еще идет снег? Как называется это природное явление?
Дети: Метель, пурга, вьюга.
— Скажите, что происходит в городе в результате снегопада?
Дети: После снегопада улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не
могут проехать. По заснеженным улицам пешеходам тяжело идти.
— Какие работы проводят на улицах города зимой?
Дети: Уборка снега.
— Посмотрите на картинки и скажите, труд каких людей очень важен
зимой?
Дети: дворников.
Демонстрация иллюстраций и рассказ воспитателя
Работа дворников нелёгкая, но приносит большую пользу другим.
Они убирают снег, скалывают лёд, посыпают дороги песком. Дворники
работают в организации, которая называется ЖКХ (Жилищно-
коммунальное хозяйство). Организация отвечает за то, чтобы люди могли
спокойно ходить по тротуарам, а машины ездить по дорогам.
От снега и льда необходимо очищать не только улицы, но и крыши,
железнодорожные пути. Существуют специальные машины, которые
помогают людям в этом тяжёлом труде.
Если в городе снег убирают, то в сельской местности снег на полях
стараются наоборот сохранить и накопить ещё больше. По другому это
называется – снегозадержание.
4. Самостоятельная работа детей.
Опыт с бумагой
Из каких слов получилось слово снегозадержание?
-Правильно, «снег» и «задерживать». Встаньте, подойдите к этому столу,
возьмите салфетки. Рвите на маленькие кусочки и посыпьте обрывки на
стол: стол – хлебное поле, белые бумажки – снег. Сделали вздох и подули,
как дует метель. Что произошло? (ответы детей)
-Правильно, весь снег сдуло, земля стала голой, без снежного одеяла. А
теперь поставим снежные барьеры, только у нас они из бумаги. Снова
посыпаем снегом (бумажками). А теперь подул ветер, дуем! Что
произошло? (ответы детей)
-Правильно, снег «зацепился» будто за барьеры, остался на поле. А зачем
снег надо задерживать? (ответы детей)
Дети: Растения будут лучше расти, потому что, чем больше на полях снега,
тем больше в почве влаги. Снег предохраняет почву и озимые от
промерзания.
-Так люди заботятся о будущем урожае. А как сохранить осенний
урожай овощей, который уже собрали?
— Где хранятся овощи зимой?
— Что делают люди зимой в овощехранилищах?
Дети: люди перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и
плоды; наблюдают за температурой. – иллюстрация
- Давно уже заметили, что лучше всего хранятся корнеплоды. А какие
овощи относятся к корнеплодам?
Дети: морковь, репа, свекла, редька, брюква, редис.
- Верно, это овощи, у которых съедобный корень. Давайте сыграем в игру
«Вершки и корешки».
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-vershki-i-
koreshki.html?ysclid=m4il60o5ku26939769
На столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Нужно найти пару:
к каждому вершку свой корешок.
— А нуждаются ли домашние животные в нашей заботе зимой? Почему?
- Как зимой люди заботятся о домашних животных? – иллюстрация.
Дети: Кормят, лечат, строят сарай, ферму.
- У многих домашних животных зимой появляются детеныши. Давайте
вспомним, как называются детеныши домашних животных?
Дид. игра «У кого кто?»
Воспитатель бросает мяч ребенку, называет животное, ребенок кидает
мяч обратно и называет детеныша: лошадь-жеребенок, корова-теленок,
кошка-котенок, собака-щенок, овца-ягненок, коза-козленок, свинья-
поросенок.
5. Подведение итогов.
Дети рассаживаются на стульчики
— Скажите, много забот у людей зимой? Что нужно делать зимой
обязательно?
— А вы об этом знали раньше? А чего не знали?
— А можете теперь сами рассказать о труде людей зимой, используя
картинки? Кому расскажите?