Тамара Заводнова
Конспект занятия по познавательному развитию «Санитары леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающая: познакомить детей с жизнью волка в лесу зимой; сформировать умения выделять и охарактеризовать особенности внешнего вида животного, образа его жизни, повадках, способа охоты в зимний период.
Воспитательная: воспитывать чувство восхищения волком, чувство сострадания по отношению к жизни волка в зимнее время года.
Развивающая: развивать умение различать характерные особенности движения волка во время выслеживания добычи. Развивать представление о безопасном существовании человека с этим животным.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Санитары леса“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: картинка «Волчья стая», фонограмма «Завывающие вьюги», «Вой волка»
Предварительная работа: чтение Е. Чарушина «Волчишко», В. Бианки «Волчьи хитрости», отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, стихов. Наблюдение на прогулке за следами, оставленными на снегу.
Ход занятия.
1. Игровая ситуация
Воспитатель предлагает детям совершить прогулку в зимний лес.
Воспитатель: «По заснеженным дорожкам
Тихо в лес войдем.
Пусть в нем холодно немножко,
Мы в лесу не пропадем»
Звучит запись «Завывание вьюги»
Воспитатель: «Замела зима все пути
Не проехать в лесу, не пройти.
Лыжи мы с собой возьмем,
С ними мы везде пройдем»
Дети идут за воспитателем, имитируя езду на лыжах.
Воспитатель: «На заснеженной опушке ни души.
Не услышим здесь ни звука. Лес в тиши.
Не найдем мы здесь ни тропок, ни дорог.
Лишь меж елок цепь следов от чьих-то ног»
Воспитатель: «Давайте подойдем поближе и рассмотрим эти следы. Как вы думаете, кто мог их оставить?»
Дети: «Заяц, лиса или волк»
Воспитатель: «Давайте тихо пройдем по этим следам и узнаем, куда они ведут»
Дети идут за воспитателем и выходят на «Зимнюю поляну». Воспитатель предлагает сесть на «пенёчки» и прислушаться. Звучит аудиозапись «Вой волка». Воспитатель демонстрирует картину «Волчья стая».
2. Беседа
Воспитатель: «Что делают волки?»
Дети: «Отдыхают на дневной лежке»
Воспитатель: «Это семья волков. Среди них есть родительская пара и три выросших волчонка. Найдите папу – волка. Как вы узнали?»
Дети: «Он крупный, осторожный, прислушивается, подняв голову»
Воспитатель: «Холодно ли волкам зимой? Что помогает им спастись от лютых морозов?»
Дети: «Теплая, густая, пушистая шерсть, сильные быстрые ноги»
Воспитатель: «Чем питаются волки зимой?»
3. Рассказ воспитателя
Волки охотятся на лосей, кабанов и других животных. Иногда они делятся на подгруппы: одна преследует, другая подстерегает добычу в засаде. У волков сильные ноги, способные к быстрому бегу. Большой лохматый хвост служит во время бега рулем. У волков очень чуткие носы, они чувствуют запах за 1,5 км. Стоящие подвижные уши хорошо слышат слабые звуки, это помогает волку отыскивать добычу. Очень часто волки нападают на больных, слабых и старых животных, поэтому-то их и называют «санитарами леса».
4. Игра-импровизация
Воспитатель: «Давайте представим, как волк выслеживает добычу, нюхает воздух, следы, прислушивается, крадется»
Дети под музыку изображают охоту волка.
Воспитатель: «В стае волки выбирают самого главного волка, которого называют вожаком. Как вы думаете, каким должен быть вожак?»
Дети: «Самым сильным, быстрым, смелым, хитрым, умным»
Воспитатель: «Почему волка называют хищником?»
Дети: «Он охотится на других животных, ест сырое мясо»
Воспитатель: «Волк очень опасное животное. Когда он голодный с ним лучше не встречаться. Почему?»
Дети: «Может напасть»
Воспитатель: «Попробуйте изобразить голодного волка. Он рычит, наклоняет голову, щетинит нос, выгибает спину»
Дети изображают злого, голодного волка.
Воспитатель: «Наевшись, стая обычно укладывается на землю и отдыхает»
Дети изображают довольных сытых зверей.
Воспитатель: «Пока волчья стая мирно отдыхает нам нужно тихо возвращаться домой»
5. Итог занятия
Воспитатель: «Что нового вы узнали после встречи с волчьей стаей? Чем понравились вам волки?»
(ответы детей)