Юлия Полозова
Конспект занятия по познавательному развитию «Обитатели морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек) : их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Обитатели морей и океанов“» размещена в разделах
Активизировать познавательную деятельность : воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.
Развивать мелкую моторику рук.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.
Воспитатель:
Ребята, кто из вас бывал на море? Расскажите, какое вы видели море? (рассказы детей).
А кто пробовал, какая на вкус морская вода? (не вкусная, горькая и соленая). Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В ней растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться. А сейчас мы с вами опустимся на морское дно и познакомимся с морскими обитателями
Ребята,а каких морских обитателей вы знаете (их там много)
Я сейчас загадаю вам загадки а вы попробуйте отгадать кто это,и показать их на картинках.
Хрустальное блюдце! Не видите блюдца?
А может то зонтик лежит на волнах?
В нём щупальца – спицы. А спиц тех коснуться
Не каждый решиться. Обжечься есть страх!
(Медуза)
Медуза состоит из воды. Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Однако красота большинства видов медуз бывает весьма обманчивой. Ведь все медузы ядовиты. Есть разновидности медуз, соприкосновение с которыми может вызвать у человека сильные ожоги, боль и серьёзные шрамы.
Эта рыба - хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышать они под водой воздухом, растворенным в воде, помогают им жабры. Они очень прожорливы и подвижны.
Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.
(Краб)
Он живет на самом дне,
На ужасной глубине —
Многорукий,
Многоногий,
Ходит в море без сапог
ктоже это (осьминог).
Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника.
Снеба звездочка упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша по дну ползет.
Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на нее сверху.
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! - грозит. - Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола, похожее на студень. Плавают эти животные, ритмично сокращая зонтик и выталкивая из-под него воду. Добычу они захватывают с помощью щупалец. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды.
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит -
Так живет на свете. (кит)
Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детенышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Киты – теплокровные животные, а от переохлаждения их защищает толстый слой подкожного жира.
Ноздри китов расположены на макушке головы. Они открываются только на короткий момент вдоха-выдоха, когда кит всплывает к поверхности воды.
Настоящий он циркач -
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть. (дельфин)
Одна красивая легенда рассказывает, что дельфины – это ушедшие когда-то в море люди, а потому между людьми и дельфинами много общего. И действительно, дельфины – самые разумные обитатели океана. К людям они относятся по-особому. Дельфины часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды.
Однажды, когда корабль потерпел крушение, в воде оказалось много людей. Им на выручку быстро приплыли дельфины. Они плавали вокруг и отгоняли от людей голодных акул, пока не подоспел спасательный корабль.
Нередко дельфины подплывают к самому берегу, чтобы поиграть с людьми.
Забывая о собственной безопасности, дельфины готовы помогать другим животным. Бывало, что дельфины помогали даже раненым акулам, а ведь акулы – злейшие враги дельфинов.
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской. (конек)
Морской конёк – небольшая рыбка одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня. Морские коньки плавают вертикально. Многочисленные длинные шипы и кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и защищают от хищников. У морских коньков деток воспитывает папа.
Воспитатель:
Молодцы ребята,всех обитателей угадали. Посмотрите,а что это там вдали виднеется ( дети: море)
Давайте подойдем и заселим в него обитателей. ( дети : вот и море стало обитаемым)
Воспитатель:А теперь я предлагаю поиграть в игру «Море волнуется раз».
Ребята,а вы хотите попробовать сделать морских рыб своими руками ( дети : да,тогда приступим (коллективная аппликация)
Воспитатель: Посмотрите, как красиво.
Итог занятия.
- А где мы с вами побывали на занятии?
-Дети (На морском дне).
-И что нового вы для себя узнали?
-Дети (много новых морских жителей).
Давайте всегда внимательно относиться к нашим маленьким друзьям рыбам, чтобы морские просторы никогда не опустели.