Лариса Криворучкина
Конспект занятия по познавательному развитию: «Москва–столица нашей Родины».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
«Москва – столица нашей Родины»
Цель: формирование у детей первичных представления о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.
Задачи:
1. Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о малой Родине – городе Лесном, его объектах. Стимулировать интерес к изучению родного города.
2. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию: „Москва–столица нашей Родины“,» размещена в разделах
3. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.
4. Обогащать словарь детей понятиями «кремль», «дружина», «князь», «белокаменная, златоглавая».
5. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей /чувство любви к родной земле, к своей маленькой Родине, к столице нашей Родины/.
Ход занятия
/ Занятие начинается в уголке отдыха детей /.
- На двух последних занятиях мы говорили с вами о нашей маленькой Родине – городе, где мы родились, о Лесном. Вы много о нём узнали и без труда сможете разгадать кроссворд.
1. Место, где хранятся бесценные экспонаты нашего
города /музей/.
2. Первое детское кафе в нашем городе/Гном/.
3. Место, где могут заниматься спортом дети и взрослые/Стадион/.
4. Улица, на которой находится не только наш детский сад, но и школа №72, музыкальная школа/Кирова/.
5. Что нужно перейти, чтобы попасть в наш закрытый город /Вахта/.
6. Любимое место отдыха родителей с детьми /Аттракционы/.
Прочитайте слово, выделенное красными буквами, и вы
узнаете, о чём мы сегодня будем говорить /МОСКВА/.
Москва – столица нашей Родины.
Что мы можем назвать Родиной, нам расскажет Семён.
Что мы Родиной зовём?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Семё н сказал: «Родина – это флаг России». А знаете ли вы, как выглядит флаг России?
Д/и «Собери флаг России» / из полосок разного цвета ребёнок собирает флаг, после все вместе проверяем /.
Флаг – это знак единства страны.
А знаете ли вы, что обозначает цвет каждой полосы Российского флага?
Белый – это цвет чистоты, мира /снег, облако и т. д. /
Красный – отвага, мужество /огонь, сердце, солнце и т. д. /
Синий – верность, правда /реки, моря, небо и т. д. /
О цветах нашего флага расскажет Катя И.
Флаг России
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
/ Предлагаю детям сесть на стульчики, а на мольберт выставляю герб Саши К. /
Ещё одним отличительным знаком страны является герб.
А что такое герб и как они появились, расскажет нам знаток истории – Полина /надеть на голову шапку с кисточкой/.
Историческая справка.
Гербы появились очень давно, когда рыцари стали выезжать на рыцарские турниры /соревнования/, узнать их в одинаковых доспехах было очень трудно, и поэтому они стали использовать отличительные знаки – привязывали на шлем ленточку или перо, а вскоре на их шлемах и щитах появились семейные гербы.
Есть семейный герб и у Саши Каминского. О нём он нам сейчас расскажет.
/ Выставляю герб России /.
А вот и герб нашей страны. Посмотрите, как он выглядит. Какие элементы герба вы видите? /Организую беседу об основных элементах и их обозначении/.
Золотой орёл – это символ солнца.
Двуглавый орёл – обозначает, что Россия очень большая и сильная страна, объединяет Европу и Азию.
В лапах орёл сжимает скипетр и державу – знаки царской власти. Они означают единство и независимость страны.
Внутри орла находится ещё один герб – герб Москвы /выставляю его/.
Как вы думаете, что это обозначает?
Москва – главный город страны, её столица.
Посмотрите внимательно, что изображено на гербе Москвы.
Серебряный всадник на коне – это Георгий Победоносец – защитник земли русской.
Он убивает копьём змея. В образе змея русский народ изобразил врага – страшного и злого. И это не случайно, ведь именно через Москву когда-то шли татары на Русь, именно Москву хотели захватить фашисты.
Итак, ребята, скажите, о каких гербах мы сегодня с вами говорили?
А сейчас я приглашаю вас в путешествие по Москве. Отправимся мы туда на поезде.
Физминутка «Мчится поезд».
/ Выставляется картина «Старинная Москва» /
Вот мы с вами и в Москве. Вы скажете: «Какая же это Москва? Ведь она совсем не похожа на ту Москву, которую мы видим по телевизору или на картинках». И я с вами соглашусь. Но именно так выглядела Москва много-много лет назад, когда её только начали строить.
Москва – древний город – это значит, он возник очень, очень давно 860 лет назад. Когда-то здесь шумели дремучие леса и были лесные поляны. Место это было видное, лесное, рыбное, охотничье, медовое, да к тому же холмистое и если поставить на вершине холма дома, то можно обороняться от врагов. С двух сторон окружали холм реки – Москва-река и Неглинная, но места около них были болотистыми, и чтобы добраться до воды, людям приходилось строить маленькие мостики или мостки. Поэтому и реку они назвали Мостквой, а потом покороче – Москвой.
В те времена главными на Руси были князья. Кто такие князья – нам расскажет наш знаток истории Полина.
Князь – это главный, старейшина, предводитель войска, вождь, правитель государства. Все слушаются князя, он руководит войском, когда приходится воевать. У него есть своя дружина – вооружённый отряд.
И вот однажды прискакал сюда со своей дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы – крепости. Долгорукий – это не фамилия, а прозвище князя. Как вы думаете, почему его так прозвали? /Предположения детей/. Долгорукий – это долгая или по-другому длинная рука. А дали ему такое прозвище за то, что он старался к своим землям, где он был главным, присоединить другие земли те, которые находились от него далеко.
Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов, и они окружали свои селения высокими стенами. Делали эти стены из дерева, ведь кругом были непроходимые леса. И маленькие селения превращались в крепость.
Но население росло, строились новые дома, места внутри крепости уже не хватало и люди стали строить дома за крепостными стенами. А когда нападали враги, все жители уходили в крепость и сражались с ними. Такая крепость внутри, в центре города, называется кремль.
Сначала кремль был деревянным. Но во время нападения врагов кремль не раз сжигали и разрушали. Его снова починили и отстроили заново, но однажды в Москве случился великий пожар. Из-за засухи и бури огонь уничтожил весь город за два часа. Через год другой князь – Дмитрий Донской – решил построить в Москве кремль из белого камня. Со всех русских земель созвали мастеров, и началось строительство. Из белого камня сооружали красивые каменные дворцы и церкви, строили крепость. Поэтому Москву и стали называть «белокаменная». Такой кремль простоял 100 лет, но от времени и он стал рушиться.
И тогда новый князь – Иван 3 – решил построить новый, самый красивый кремль в России из красного кирпича. В те времена самые лучшие в мире мастера-строители жили в Италии, вот оттуда и пригласил Иван 3 мастеров и они начали строить тот Кремль, который мы видим с вами на Красной площади сейчас. Строили этот Кремль более 10 лет. Итальянским мастерам помогали и русские. И стоит этот кремль-красавец до сих пор. Недаром у русского народа появилась поговорка: «Москва не сразу строилась».
Вот как выглядит Кремль сейчас.
/ Просмотр видеоролика о московском кремле 5 мин. /
А знаете ли вы, что на территории одного Кремля находится 7 церквей и соборов. Часть из них вы сейчас увидели. А всего в Москве более 100 разных церквей и соборов и у многих из них золотые купола. Подойдите к выставке открыток, рассмотрите их поближе и скажите, как ещё называют красавицу – Москву. / Дети читают: Москва златоглавая. / Как вы думайте, почему её так называют?
Итог.
О каком городе мы сегодня говорили?
Чем является город Москва для нашей страны?
А где живёт президент в Москве?