Валентина Соломка
Конспект занятия по познавательному развитию «Маленький кораблик в городе огромном». Петербурговедение
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 41 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербург
Конспект занятия по познавательному развитию
«Маленький кораблик в городе огромном»
Петербурговедение для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
высшей квалификационной категории
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Маленький кораблик в городе огромном“, Петербурговедение» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Темочки
Соломка Валентина Николаевна
Санкт-Петербург
2021 год
Конспект занятия по Петербурговедению
«Символы нашего города»
Цель: повысить интерес детей к истории и культуре родного города Санкт – Петербурга.
Задачи:
Обучающие:
обогащать активный словарь детей за счет слов: символ, шпиль,, флюгер, верфь, флаг, гимн;
совершенствовать навыки связной речи детей: умение грамматически правильно и логично строить свои высказывания, отвечать на вопросы полными предложениями;
познакомить детей с такими символами родного города как : герб, флаг, гимн и «Золотой кораблик».
стимулировать познавательную активность детей;
формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей;
расширять представления детей о родном городе;
познакомить детей с символами родного города Санкт – Петербурга;
формировать чувство сопричастности к своему родному городу.
Развивающие :
развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
развивать компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество.
Воспитывающие:
воспитывать навыки культуры общения;
воспитывать бережное отношение к объектам архитектуры;
воспитывать чувства гордости и уважения к городу, в котором живём;
Материалы и оборудование:
иллюстрации достопримечательностей Санкт-Петербурга;
аудиозапись песни Олега Кваши «Санкт-Петербург»;
доска для рисования, ватман, карандаши, восковые мелки.
Предварительная работ:
знакомство с достопримечательностями города по иллюстрациям;
разучивание стихотворений;
рекомендации родителям: совершить семейную прогулку в центр города.
Ход занятия
1. Воспитатель: Каждый город неповторим. Иногда достаточно посмотреть на изображение какого - нибудь здания или памятника, чтобы сказать в каком городе он находится. Такие изображения называются символами города.
Ребята, сегодня нам в детский сад пришло письмо, его написали нам ребята из детского сада города Москвы. Послушайте, я его вам прочту.
«Здравствуйте ребята, мы дети старшей группы д/с № 41 только города Москвы, мы узнали, что в г. Санкт-Петербурге, тоже есть такой сад. Мы не были в вашем городе, расскажите, пожалуйста, нам о нем. Нам очень интересно».
Дети, давайте ответим на письмо, расскажем ребятам из г. Москвы, что в нашем городе есть символы, которые отличают его от других городов.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, ребята. В нашем городе есть герб, флаг и гимн.
- Главный символ – это конечно же герб. И у нашего города есть свой герб (показать герб Санкт- Петербурга). Давайте рассмотрим его, как он выглядит и о чем можно нам рассказать?
На нем изображены два якоря: морской и речной. Они говорят о том, что в Петербурге есть морской и речной порт. Потому что город наш был построен для защиты границ нашей страны. Скипетр с двуглавым орлом – предмет царской власти. На гербе он находится не случайно. Город был основан царем, многие годы в Петербурге жили и правили цари, здесь была столица страны. Наш город был императорской столицей.
Все предметы на гербе не случайны, о чем нам они рассказывают?
-Красный цвет – смелость и храбрость.
-Щит - это защита.
-Послушайте стихотворение:
Петербуржский герб красивый,
Скипетр и якоря,
Красный щит и эти символы
Обозначены не зря.
Так большой корабль у пристани
Крепко держит якоря.
Город Северной столицею,
Стал по замыслу царя.
Петербург с другими странами
Вводный путь помог связать.
В новый порт, в широкой гавани
Стали гости прибывать.
С чистой верой и надеждою,
Прозорливо видел Пё тр:
Бороздит моря безбрежные
Молодой, Российский флот.
Видел как морской державою
Станет русская земля
И себя овеет славою,
Петербург дитя Петра.
Воспитатель: Кроме герба у нашего города есть и другие символы.
-Ребята, какой еще есть символ у Санкт-Петербурга?
-Флаг.
Воспитатель: Верно. На полотне какого цвета расположен флаг?
- На красном прямоугольном полотне расположен герб города.
Воспитатель: Ещё один официальный символ Петербурга – это гимн.
-Как вы думаете, ребята, что такое гимн?
Дети: гимн – это музыка.
Воспитатель: Правильно, только это торжественная, особенная музыка. Гимн звучит в особенных очень важных случаях – при проведении парадов, при праздновании очень важных городских праздников, при поднятии и спуске флага, в самые важные и торжественные моменты.
Воспитатель: Давайте прослушаем аудиозапись гимна Санкт-Петербурга.
Д/И «Назовите лишнее слово» :
Воспитатель: Я назову вам название городов, а вы мне ответите какое название лишнее.
-Петроград, Ленинград, Москва, Санкт- Петербург.
Дети: Москва.
Воспитатель: Верно. Остальные слова это названия нашего города. У него было три имени.
Физкультминутка игра: «По болоту Петр шел».
Водящий находится в середине круга.
Дети (идут по кругу.)
По болоту Петр шел,
Остров Заячий нашел.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут.
Крепость новая стоит,
Пушками врагу грозит.
Бам, бам, бам, бам!
Не осталось зайцем там.
Водящий.
Зайцы пушек испугались,
По кустам все разбежались.
Я по острову пойду,
Шевельнется кто- найду.
Дети замирают. Водящий удаляет из игры тех «зайцев», которые пошевелились.
Воспитатель: Ребята, кроме герба и флага у нашего города есть и другие символы, неофициальные. Послушайте стихотворении и вы узнаете ещё один символ.
Маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невой,
Синем и просторном.
Маленький кораблик
Высоко плывет-
Это символ города :
Здесь рождался флот.
С. Скаченков.
Воспитатель: О каком ещё символе вы узнали?
Дети: О золотом кораблике.
Воспитатель: Правильно. Кораблик тоже является символом нашего города.
Воспитатель: Где по небу плывет золотой кораблик?
Воспитатель: А знаете ли вы что такое верфь?
Посмотрите, ребята. Вот красивое здание со шпилем. Для того чтобы победить в войне, России нужно было много кораблей – целый флот. Для строительства кораблей в новом городе построили верфь – это место, где строят и ремонтируют корабли – и назвали Адмиралтейством. В строительстве многих кораблей принимал участие и сам царь Петр I. У Адмиралтейства даже стоит памятник Царю - плотнику. (Показать фото памятника)
У Адмиралтейства красивый золотой шпиль. На самом верху этого шпиля есть кораблик. Это символ нашего города. Сейчас в здании Адмиралтейства учатся моряки.
Стих читает Казик:
Маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невою
Синем и просторном.
Маленький кораблик
Высоко плывет –
Это символ города,
Здесь рождался флот.
Воспитатель: Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.
В начале Невского стоит
Прекрасное здание на вид:
Колонны, статуи и шпиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне.
Воспитатель: О каком здании загадка? (О здании Адмиралтейства)
По каким предметам вы догадались?
Дети: По шпилю, по кораблику.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу интересные факты, можно сказать тайны нашего города, послушайте.
Что хранится в шаре Адмиралтейского шпиля
Адмиралтейство украшает шпиль, высотой более 70 метров, на острие которого позолоченный корабль весом 65 кг. Вес золота ушедшего на позолоту – 2 кг. Существует легенда о том, что внутри золочённого шара на шпиле хранится кубышка с образцами всех золотых монет, изготовленных с момента основания Петербурга. Шар этот действительно полый т. е пустой, но там хранятся, конечно же, не золотые монеты, а отчёты мастеров о работах по ремонту кораблика и шпиля за всю историю существования здания. Во время войны, оберегая шпиль от бомбежек, жители Ленинграда сшили для него специальный чехол.
3. III. Заключительная часть
- с какими символами мы сегодня познакомились?
-какой вам больше всего понравился?
-Зачем построили в городе Адмиралтейство?
- Зачем городу нужны были корабли?
-Кто запимнил, что сейчас находится в Адмиралтействе, ведь корабли там сейчас не строят?
- Что мы видим на шпиле Адмиралтейства?
-Кораблик – это флюгер, он показывает направление ветра.
Сегодня мы напишем письмо ребятам из другого детского сада, нарисуем рисунки, раскасим раскаски о нашем городе – по выбору и отравим письмо в город Москву.